Металлурги считают плавильные цеха самыми сложными. От тех, кто в них трудится, напрямую зависит выполнение производственных программ металлургических предприятий.
Заместитель начальника плавильного цеха по производству Григорий Ляховенко пришел на Медный завод после двух лет работы водителем в тресте механизации и благоустройства «Норильскбыта». О работе конвертерщика отслуживший в армии житель Полтавской области представление имел смутное, но после поломки своего спецтранспорта между «Надеждой» и Купцом в пургу принял предложение брата перейти к ним на завод.
«Захотелось туда, где всегда тепло», – шутит медеплавильщик с 20-летним стажем.
В 1996-м как раз прием на комбинат закрыли, но Ляховенко на Медный взяли. Еще летом 1995-го – впервые за много лет – заводу стало не хватать металлургов, его лихорадило. Чтобы поправить дела в плавильном цехе, объявили конкурс на должность начальника цеха. Из восьми претендентов его выиграл будущий директор завода, позднее и Заполярного филиала – Александр Рюмин. Вовлечение в производство лежалого сырья из шлакоотвала, отстойников и другие меры привели к постепенному росту объемов черновой и катодной меди.
При Рюмине – директоре завода – выпустили десятимиллионную тонну меди, в которой уже была частичка труда конвертерщика участка №2 плавильного цеха Григория Ляховенко. Он вспоминает, что в первый день работы на заводе начинающий конвертерщик получил в руки лопату, чтобы убрать участок. И только потом его стали учить фурмовать, выворачивать конвертер:
«Все пошло очень быстро, и через полгода меня уже можно было оставлять на конвертере одного. В цехе тогда работали семь конвертеров, на каждом по четыре человека. Сейчас шесть и обслуживают их по двое. Работа оказалась непростой, но все эти годы я как-то не думал о другой. На начало моей заводской биографии пришлась серьезная авария: в главном пролете, где работают 100-тонные краны, упала кровля, но завод не встал. Расплавы временно стали передавать кранами с двух сторон через передаточную телегу, установленную на месте обрушения. Это было с 1997-го на 1998 год».
Среди своих учителей Григорий Ляховенко называет Павла Голдаева и Альфреда Бендевальда. Первый из них в свое время учил работать Рюмина. Немногословный такой человек, но очень опытный конвертерщик.
«Бендевальд, его все называли Аликом, очень ценил свою работу и ни за что не хотел уходить на пенсию. Всегда первым проходил медосмотры… Когда пришло время увольняться, очень переживал. Считаю, что с его помощью я и стал полноценным конвертерщиком», — продолжает вспоминать Григорий.
Конвертирование во все времена ведется на глаз. Конечно, есть технологическая инструкция, но без шестого чувства в этой профессии не обойтись. В каждом периоде плавки есть свои оттенки, ориентиры. О готовности меди сигнализируют цвет пламени, газовыделение и рисунок шлака на ломике. Переливать медь в ковш и отправлять ее в анодное отделение можно, когда пламя превращается в прозрачно-зеленое, перестает выделяться газ, а проба на ломике становится хрупкой.
Уже через четыре года после приема, в 2000-м, 26-летнего Григория Ляховенко назначили бригадиром смены:
«Я был самым молодым бригадиром на заводе. Обычно на эту должность назначают людей опытных, с большим стажем работы. Сначала я только исполнял обязанности бригадира в смене Б, а потом ко мне пришли ребята из смены А и предложили стать у них бригадиром. Их поддержал старший мастер Владимир Васильевич Мячинов. Так и «бригадирил» до 2007 года, а когда заочно окончил Русский институт управления и в моей трудовой книжке появилась запись о квалификации менеджера, меня стали привлекать к исполнению обязанностей старшего мастера, начальника смены».
Начальником своего родного участка №2 Григория Ляховенко назначили в 2011-м. Через год в звездной компании (будущий главный инженер завода Алексей Девочкин, будущий директор Кольской ГМК Евгений Борзенко, будущий начальник цеха на НМЗ Сергей Кизюн и другие) он прошел специальную двухгодичную подготовку по металлургии цветных металлов в Норильском индустриальном институте.
В 2012 году с должности заместителя начальника плавильного цеха по производству уволился легендарный Владимир Мячинов. Как и Григорий Ляховенко, он приехал в Норильск после армии, только было это в 1977 году. Начинал конвертерщиком, был делегатом одного из комсомольских съездов и даже избирался в Центральный комитет ВЛКСМ. Одним из первых награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Второй год Григорий Ляховенко занимает кабинет заместителя начальника плавильного цеха по производству, сразу после отъезда преемника Мячинова – Валерия Белоуса:
«Все семь лет, пока я был начальником участка, приходилось исполнять обязанности то заместителя начальника по производству, то главного инженера цеха, то начальника. Так что проблем с сегодняшней должностью у меня не возникло. Все изучено вдоль и поперек. Другое дело, что за это время поменялась технология. Прорывом в свое время был отказ от бедных штейнов, когда убрали отражательные печи. Штейн стал богаче, а процессы конвертирования ускорились. Но до непрерывного конвертирования дело пока не дошло».
Григорий Ляховенко повторяет, что за все эти годы он никогда всерьез не думал о смене места работы, хотя, если бы в юности ему сказали, что станет металлургом, ни за что бы не поверил.
В плавильном цехе сегодня трудятся 550 человек. В основном это молодые люди, которых не пугает тяжелый физический труд и ответственность. Бригадир смены с 12-летним стажем Михаил Рязанов все 12 лет работает рядом с Григорием Ляховенко и называет своего начальника хорошим руководителем и очень отзывчивым человеком: «Всегда поможет, подскажет. И не только по работе».
Главный инженер плавцеха Василий Пашков, практически ровесник по заводскому стажу с Ляховенко, говорит, что пришло их время учить молодых:
«Сегодняшние руководители завода отработали на Медном минимум по два десятилетия. Когда-то мы учились у старших, теперь пришло наше время учить. Считаю, что должность заместителя начальника цеха по производству даже ответственнее, чем главный инженер, так как ближе к технологии и людям».
В отличие от главного инженера начальник цеха Евгений Шимов на Медном недавно, с 2018 года, но металлург со стажем: работал начальником ПЦ№1 на «Надежде»:
«Плавильные цеха на металлургических заводах самые сложные. От тех, кто в них трудится, напрямую зависит выполнение производственных программ. Подобрать кандидатуру заместителя начальника по производству не так-то просто, но не в случае с Григорием Ляховенко: он-то досконально знает все производство».
В новой должности у отца двоих детей остается все меньше времени на досуг в кругу семьи. За успехами старшей дочери Сони и младшего Владимира отец следит дистанционно с помощью жены Инны. Его землячка, с которой они вместе учились в школе, приехала в Норильск вместе с мужем. Медик по образованию, она в последние годы занимается детьми: отвозит сына в бассейн, на футбол. Глава семейства считает, что рождение мальчика в День металлурга – добрый знак. По его словам, он совсем не против, если юный пловец и футболист выберет профессию отца и придет работать на его завод.