Популяция год от года сокращается. По данным Минприроды, за последние 19 лет численность снизилась в два раза. Ведомство настоятельно призывает власти Красноярского края и Якутии, мест обитания оленей, спасти животных.
Ученые бьют тревогу: численность дикого северного оленя стремительно снижается. Так, в 2000 году на Таймыре насчитывалось около миллиона голов, сейчас – 400–450 тысяч. В советский период Яно-Индигирская популяция в Якутии состояла из 140 тысяч особей. В настоящее время она почти уничтожена – осталось лишь две тысячи оленей.

Причин резкого падения численности несколько: хищническое использование ресурсов, браконьерство, высокая популяция волков и практически круглогодичный промышленный отстрел. Кроме того, на Таймыре причинами сокращения популяции стала добыча самок в период миграции и массовая срезка пантов, которая вызывает у животных болевой шок и приводит к гибели.
«Ситуация требует срочного принятия комплексных мер по сохранению и устойчивому воспроизводству этого вида животных. В соответствии с федеральным законом полномочия по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания возложены на регионы. В зоне своей ответственности прошу рассмотреть возможность введения запрета на добычу дикого северного оленя в районах, по территориям которых этот вид совершает сезонные миграции», – говорится в обращении министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Кобылкина к главам регионов.
Местные эксперты с предложением Минприроды о полном запрете охоты на северного оленя не согласны. Летом этого года ученые «Заповедников Таймыра», Центральносибирского заповедника и Института проблем экологии и эволюции провели совместные научно-исследовательские работы по изучению дикого северного оленя на Таймыре. Специалисты пришли к выводу, что решить проблему снижения численности дикого северного оленя поможет закрытие охоты сроком на один год.
«Закрытие охоты может быть оправданной мерой до момента определения научно-обоснованного лимита добычи дикого северного оленя, но закрывать охоту для коренного населения, живущего в поселках и выживающих за счет этого ресурса, нельзя», – подчеркнул Михаил Бондарь, начальник научного отдела ФГБУ «Заповедники Таймыра».
