#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В лексиконе российских урбанистов, социологов и управленцев все чаще звучит понятие «культурное пространство». Это уже не просто обновленные учреждения культуры или арт-кластеры.
«Речь идет о новой городской инфраструктуре, где формируется смысловая ткань повседневности и где все элементы начинают обретать связанность. Этот подход пока еще только формируется, в большей мере замысел, чем реализация, однако его контуры проступают на ряде территорий», – говорит Алексей Фирсов, генеральный директор центра социального проектирования «Платформа».
Культурные пространства важны для развития современных городов, потому что объединяют, создают новые точки коммуникации и доверия. Ярким примером удачного попадания «в точку» руководитель исследовательской и консалтинговой компании назвал проект «Башня» в Норильске.
«Символ советской архитектуры, здание 1950-х годов, созданное, кстати, ленинградскими архитекторами, превратилось в общественно-культурный центр, внутри и вокруг которого выстроились новые форматы городской жизни. Проект удался потому, что он вырос из внутренней логики города: архитектурная форма «Башни» узнаваема для каждого норильчанина, а вокруг нее уже существовали активные сообщества. Пространство не подменило их, а дало инфраструктуру для роста, – отмечает эксперт. – По сути, здесь совпали три уровня: символическая архитектура, встроенная в социальную память Норильска, запрос на пространство для сообществ, давно зреющий внутри и подготовленный развитыми горизонтальными связями, и современная функция, отвечающая культурным ожиданиям жителей».
Анализируя причины, по которым в ряде других городов «жизнь не заходит» в создаваемые здесь красивые здания со стильными интерьерами и современным оборудованием, Алексей Фирсов называет отсутствие диалога с местными сообществами, типовые решения, попытку скопировать чужие форматы.
В Норильске в ходе планирования будущей «Башни» каждый ее уголок обсуждали с горожанами, придумали, что здесь появится. При составлении проектно-сметной документации в Агентстве развития Норильска подробно обсуждали с проектировщиками дизайн и функциональное назначение всех помещений и в итоге воплотили почти все, что было задумано изначально. С момента возникновения замысла до открытия креативного пространства прошло более семи лет.
Реконструкция помещений бывшей научно-технической библиотеки в исторической части Норильска велась на средства компании «Норникель», заложенные в комплексном плане социально-экономического развития города до 2035 года. Общая площадь, на которой проводили реконструкцию и ремонты, превысила 2,2 тысячи квадратных метров.
Сегодня в общественно-культурном центре есть променад в виде крытого бульвара с прогулочной зеленой зоной, кафе, шоурумы, локации для встреч и мастер-классов, своя сцена, творческие мастерские. В «Башне» разместили экран для кинопоказов, площадку для камерных концертов и лекций, библиотеку и даже кулинарную студию, работает коворкинг.
«Когда у людей появляется пространство, где они могут быть не зрителями, а участниками, город начинает дышать иначе», – продолжает тему Алексей Фирсов. По его мнению, в ближайшее время в России усилится интерес к формированию культурных пространств, поскольку страна вступила в фазу заметной конкуренции территорий за кадры, инвестиции, узнаваемость.
Открытие в Норильске объекта такого уровня, как «Башня», безусловно, обозначает новый виток общественной, социальной и культурной жизни.
Ранее «Северный город» рассказывал, что на Ленинском, 1, оформлен кабинет архитектора и экспозиция «Хранители «Башни» – своеобразная фантазия о том, как появился Норильск.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.




















