#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Ученые МФТИ разработали новую методику расчета структуры и свойств ледяных торосов и айсбергов с помощью данных радиолокации и ультразвукового сканирования. Она поможет сделать судоходство и нефтедобычу в Арктике более безопасной. Об этом заявили в центре научной коммуникации вуза.
«Понимание порождаемой торосами нагрузки на инженерные конструкции необходимо для предотвращения аварий в условиях жесткого арктического климата. Такие исследования не только обогащают наше понимание ледяных процессов, но и укрепляют безопасность в арктических акваториях путем разработки надежных методов оценки воздействия льда на нефтедобывающие сооружения и морские пути», – пояснила ведущий научный сотрудник МФТИ (Долгопрудный) Алена Фаворская, слова которой цитирует ТАСС.
Устройство различных форм отложений льда в арктических морях все больше интересует ученых. Активно изучаются айсберги, торосы (нагромождения льдин, получающиеся в результате сжатия и разламывания ледового щита), стамухи (крупные одиночные льдины или целые торосы, сидящие на мели).
Эти ледяные структуры – прямая угроза для арктических судов и нефтедобывающих платформ. Но чтобы оценить их опасность, специалистам необходимо знать их устройство и форму, в том числе в невидимой – подповерхностной или подводной – части. Такую информацию дают радиолокаторы и системы ультразвукового сканирования. Но чтобы использовать ее, необходимо понимание того, как волны распространяются через верхнюю и нижнюю часть нагромождений льда.
Новой разработкой отечественных ученых стал алгоритм, позволяющий максимально точно просчитывать прохождение колебаний через слои льда разной пористости, температуры, солености воды и другое.
С помощью этого алгоритма специалистам МФТИ удалось просчитать, как радио- и ультразвуковые волны отражаются и переотражаются от полостей и пустот внутри льдов, заполненных водой или воздухом. Теперь ученые смогут более точно интерпретировать получаемую информацию и воссоздавать структуры и формы ледовых образований. А это, в свою очередь, позволит более точно оценивать степень их опасности для судов, а также морских буровых и нефтедобывающих платформ.
Ранее «Северный город» рассказывал о новом флагманском судне для арктических экспедиций.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.