#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского закрывает сезон «Долгой и счастливой жизнью», программой – посвящением заслуженному артисту России Сергею Ребрию и заслуженной артистке Красноярского края Ларисе Ребрий.
Название прощальной программе дал спектакль «Долгая счастливая жизнь» по Геннадию Шпаликову, ставший последней премьерой театра с участием Сергея Ребрия. В нем артист сыграл самого драматурга, сценариста, поэта, к творчеству которого, как и приглашенный режиссер Максим Соколов, относится с большим пиететом. Эта роль числится списке работ Сергея Ребрия, отмеченных Госпремией Красноярского края имени Смоктуновского. Всего в нем восемь спектаклей Норильской драмы последних лет с участием заслуженного артиста России.
Известно, что сам Смоктуновский называл себя гением и никого не ставил вровень с собой.
«И это правда, он величайший! – соглашается лауреат премии его имени. – Не знаю, не понимаю, что это за феномен Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Как он жил на сцене, на экране – мне непонятно! Огромный жизненный багаж, в том числе война и наш Норильск. А как он читал! «Евгений Онегин» – чудо! Слушаешь и переносишься на полтора века назад. Удивительно!»
Лауреата премии Смоктуновского не может не радовать то, что он первым из норильчан стал ее обладателем. Как и его великий «земляк», Сергей Ребрий убежден, что актерская профессия – одна из самых трудных. На вопрос, а есть ли что-то объединяющее артиста Ребрия с артистом Смоктуновским, Сергей Николаевич смеется и отвечает:
«Только Норильск и профессия. Он тоже жил и работал в нашем, тогда еще Втором Заполярном театре, правда недолго».
За 35 норильских лет сегодняшний ведущий мастер сцены дал немало интервью. По ним можно отследить всю творческую биографию заслуженного артиста России, награжденного медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, многократно побеждавшего на краевых и межрегиональных фестивалях. По словам Сергея Ребрия, свою жизнь в Норильской драме он считает долгой и счастливой:
«Мы здесь жили долго? Да! Были счастливы? По-актерски, да, были счастливы, да и по жизни…»
На «Долгой счастливой жизни» исполнитель роли Шпаликова работал с начинающим и амбициозным петербуржцем Максимом Соколовым. Как это у него часто бывает с молодыми режиссерами, не все решения постановщика принимал и требовал от того расшифровки его сложносочиненного замысла.
«Я люблю русскую классическую школу и должен понимать, в чем и что я играю. Максим расспрашивал меня о моей молодости и, хотя оттепель в моем случае пришлась на раннее детство, что-то я смог рассказать. Еще он просил меня до премьеры не смотреть фильм Геннадия Шпаликова, по которому мы делали спектакль. Просьбу я выполнил. Когда посмотрел, то в очередной раз подумал о том, что все хорошее советское кино было не о том, как люди жили на самом деле, а как они могли бы и должны были жить. Очень мне понравились в фильме Кирилл Лавров и Инна Гулая, и я рад, что у нас в театре появилось и останется такое чудное название», – рассказал Ребрий.
В следующем сезоне в роли Шпаликова на сцену будет выходить уже не заслуженный артист России Сергей Ребрий, а артист Павел Авдеев. А вот со вторым спектаклем из наградного «списка Смоктуновского» с исполнителем роли Оргона остается вопрос. Постановщик «Тартюфа» Николай Реутов, сотрудничающий с театром как балетмейстер с зыковских «Королевских игр», то есть четверть века, в своей первой режиссерской работе на норильской сцене замены Ребрию не видит. Любит этот спектакль и сам артист. Он говорит, что в «Тартюфе» для него очень важны монологи в начале и в финале: «А что дальше? Может кто-нибудь посоветовать, как дальше жить?» Всем нам время от времени приходится отвечать на эти вопросы. В режиссерском дебюте Коли Реутова меня особенно вдохновляют его неожиданные постановочные решения».
Открытый вопрос о замене позволяет предположить, что Оргон останется за ее первым исполнителем. По словам артиста, если это нужно будет городу и театру, он согласится прилетать на спектакли из Санкт-Петербурга. У Николая Реутова есть и другие планы на Ребрия. Так, он хотел бы поставить с ним шекспировского «Короля Лира», гоголевского «Ревизора» и «Льва зимой» Голдмена. Король Лир и Городничий артиста пока не прельщают: «Лир далеко не моя роль, а вот королевские страсти в исторической драме о семейном кризисе в доме Генриха II сыграл бы». Возможно, это случится на какой-нибудь питерской сцене. Артист, чья биография размещена в Википедии, наверняка не останется без предложений о работе и в Северной столице.
Не нашли в театре замену Ребрию – Генри Хиггинсу и в «Элизе» Александра Исакова. Луи Бежара в его же постановке по Булгакову под названием «Полоумный Журден» будет играть Евгений Нестеров.
В перечислении ролей, за которые артист получил премию Смоктуновского, есть постановка ковидного 2020 года «Теленок золотой» по мотивам знаменитого романа Ильфа и Петрова. Спектакль приглашенного режиссера Якова Ломкина исполнитель роли зрелого Великого Комбинатора (в пьесе два Остапа) классифицирует как «дайджест по шедевру», на который не идет зритель:
«Ему неинтересно. То ли тема уже не волнует, то ли нет актерских удач. Вот и на «Филомену Мартурано» не ходят, и не пойму почему».
Перечень личных актерских удач Сергея Ребрия, по версии экспертного совета по вручению госпремии, завершают три эпохальные постановки 2016, 2018 и 2019 годов Анны Бабановой. В «Жди меня…» по пьесе Зуева заслуженный артист России запоминающе сыграл зека Норильлага по прозвищу Граф. В шварцевском «Драконе» – циничного Губернатора, забывшего о том, «какая она, правда-то». Третья роль – теряющего память 80-летнего Андрэ в «Папе» Зеллера – на краевой «Театральной весне – 2020» была названа лучшей в драматических спектаклях, представленных на фестивале.
«Жди меня…» и «Папа», как и артист Сергей Ребрий, стали для Норильской драмы своего рода визитной карточкой последних лет. Их возили на московские гастроли 2019 года. Они же прошлой осенью с успехом прошли на сцене омской «Галерки». Ребрий, которому в «Папе» аплодировали и в Москве, и в Омске, признается, что оба спектакля – это успех театра и ему трудно будет расстаться с ролью больного Андрэ. Играя в «Папе», по его словам, он думает о своих ушедших родителях.
В «Жди меня» на роль Графа уже введен Павел Егоров. Александр Глушков в «Драконе» из Горожанина переквалифицируется в Бургомистра. Главная роль в «Папе» пока вакантна. Артист уверен, что у этих принципиально нелегких постановок был, есть и будет свой зритель, как в Норильске, так и за его пределами.
С премьерного спектакля не надо было специально организовывать публику и на идущего последний сезон «Продавца дождя». Романтическую комедию Ричарда Нэша 13 лет назад поставил на норильской сцене к тому времени уже бывший худрук театра Александр Зыков. С тех пор роль Старбака для артиста Ребрия – самая любимая. Вслед за режиссером он считает, что театр обязан давать зрителю надежду, веру и любовь.
С Зыковым Ребрий проработал с 1989 по 2006 год и считает его своим главным учителем. На вопрос о самом радостном событии за 35 норильских лет артист называет два. Это рождение в 1992-м сына Антона и триумфальная премьера зыковского «Чонкина» Юлия Кима по роману Войновича. Исполнитель главной роли вспоминает, что на премьерах этого спектакля в декорациях Михаила Мокрова с музыкой Владимира Дашкевича не было свободных мест и везде в ход шли приставные стулья. На «Театральной весне – 1996» он стал лучшим спектаклем сезона с лучшей сценографией и лучшими актерскими работами Сергея Ребрия, Василия Решетникова и Лаврентия Сорокина. А по возвращении из Красноярска победителей прямо в Алыкеле ждал фуршет от мэра города с арбузами и соответствующими случаю напитками… Спектакль «Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил» встречали овациями не только в родном городе, краевой столице, но и во МХАТе, где тоже не хватало мест для всех желающих увидеть норильскую постановку.
«Боже мой! 35 лет в театре!» – время от времени восклицает артист, подбираясь в своих воспоминаниях к самому началу. В апреле 1989-го, когда актерская пара показывалась в театре, Александр Зыков, по словам Сергея Николаевича, отметил только Ларису, но, когда заметил и его, уже не выпускал из поля зрения. В норильской биографии Сергея Ребрия много главных ролей, но даже эпизод он старался сделать запоминающимся. Кстати, его первая лучшая роль сезона-1990 – эпизодическая. Это Конвойный в спектакле Анатолия Кошелева «Придурки», за которую артист был отмечен местным отделением СТД.
Сергей Николаевич убежден, что ему с самого начала повезло не только с умным и талантливым режиссером, но и с партнерами. Своего коллегу, народного артиста России Василия Решетникова, которого не стало в апреле, Ребрий считает равновеликим самому Смоктуновскому. Они были заняты практически во всех лучших спектаклях Зыкова, вместе играли в любимый футбол. Решетников к тому же был хорошим бильярдистом, интересовался хоккеем, боксом. После отъезда из Норильска часто звонил по телефону, читал стихи и говорил, что очень скучает:
«Я думал, что он будет жить долго: такая крепкая сибирская порода, спортсмен, а ушел в 73. За месяц до дня рождения».
До конца сезона у Сергея и Ларисы Ребрий еще много работы на сцене пока единственного в их биографии театра. Это и «Папа», и «Жди меня…», и «Элиза». Сергей Ребрий в последний раз сыграет Старбака в «Продавце дождя». Вместе актерский и семейный дуэт выйдет на сцену во французской комедии по пьесе Шевре «Счастливый номер». Режиссер Анна Бабанова уже утвердила на эти роли Дениса Чайникова и Марину Журило. Этой актрисе Лариса Ребрий в наследство отставляет и Анну Марковну в «Очах черных», Вторую Голову в «Драконе», Бабку в «Ополченском» романсе. Но это уже будет в новом, предъюбилейном 84-м сезоне. 83-й завершит «Долгая и счастливая жизнь», посвященная Сергею и Ларисе Ребрий.
Ранее «Северный город» сообщал о том, что в Норильской драме работает выставка «Пушкин. Дивертисменты» и готовится премьера «Аристократов поневоле» Эдуардо Скарпетта.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.