#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Главный режиссер Норильской драмы Анна Бабанова назвала постановку заслуженного артиста РФ Александра Исакова настоящим театральным праздником.
В репертуаре Норильского Заполярного театра драмы, который в ноябре отмечает 80-летие, Мольер и его булгаковские адаптации случались не раз. За последние два десятка лет это был «Скупой» в постановке Александра Исакова и булгаковская «Кабала святош» Анатолий Кошелева.

Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «АРТ» заслуженный артист России Александр Исаков знаком с Норильской драмой пятнадцать лет, с постановки мольеровского «Скупого». Потом были «Мистификатор», «Золушка», «Свадьба Кречинского» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Этому режиссеру Норильский Заполярный обязан не только успешными работами, но и звездными именами на афише самого северного. В 2009-м над «Мистификатором» Гаручава и Хотяновского как сценограф трудился народный артист России главный художник БДТ Эдуард Кочергин. А через 12 лет в постановочную команду норильского «Полоумного Журдена» вошел известный российский сценограф народный художник России Вячеслав Окунев.
Вместе с ними над норильской «Мольерианой» работали давние соратники и Норильской драмы, и режиссера Исакова – не менее известные в театральном мире художник по свету Тарас Михалевский и хореограф Николай Реутов.

В пьесе Булгакова, так любимой режиссером Исаковым, заложено двойное действие. Автор воссоздает не только историю Журдена из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». Перед зрителями появляются актеры мольеровской труппы, которые разыгрывают сюжет знаменитой пьесы, поэтому почти все занятые в постановке артисты играют по две роли.
Исполнитель роли Журдена в премьере-2021 заслуженный артист России Сергей Ребрий признается, что в театре любят постановки, в которых можно «оторваться, похулиганить… В итоге у нас появился замечательный, пестрый, заразительный, яркий и, надеюсь, успешный спектакль».

По словам Ребрия, знакомого с режиссерским стилем Александра Исакова еще со времен постановки мольеровского «Скупого», ему прежде всего понравилась режиссерская трактовка пьесы Булгакова «Полоумный Журден»:
«Мы, актеры, – философствует Ребрий, – настолько все сами сумасшедшие, что часто заигрываемся до того, что не понимаем, где сцена, а где жизнь».
В пьесе Булгакова актеры мольеровской труппы срочно репетируют «Мещанина во дворянстве», чтобы на следующий день показать его в замке Шамбор в присутствии короля Людовика XIV.

Работать над спектаклем из жизни французских актеров, но про самих себя норильскому составу «Полоумного Журдена» было интересно:
«Не все артисты до этого спектакля были знакомы с мгновенной реакцией режиссера, его темпоритмом, но сразу же освоились, и им нравилась его манера репетировать, что было заметно», – отмечает Сергей Ребрий.
Мещанин во дворянстве в исполнении артиста не столько смешон, сколько трогателен. Его слепая доверчивость вызывает сочувствие в зрительном зале и к герою, и к исполнителям роли. Сергей Ребрий предстает сразу не в дух, а в трех ипостасях: Журдена, Луи Бежара и артиста самого северного театра. Сергей Николаевич смеется над собой, вспоминая, как кассиры в магазине, услышав, что он что-то проговаривает или напевает в очереди, уточняют:
«Это вы?».

Варвара Бабаянц – одна из немногих в команде «Журдена» играет только одну роль, причем не первого плана, но очень заметную. Актриса, работавшая с Исаковым в «Мистификаторе» Гаручавы и Хотяновского и Шварцевской «Золушке», отмечает важное для нее качество постановщика:
«Самое главное, что Александр Борисович – режиссер, ценящий юмор».
С его помощью Варвара стала соавтором и Булгакова, и Мольера. Актриса с режиссером столько всего придумали для безголосой Певицы в исполнении Бабаянц, что каждый выход ее героини на сцену вызывал в зале смех, переходящий в хохот. Варвара Бабаянц не скрывает, что получает от своей трансформированной роли большое удовольствие еще и потому, что играет про театр:
«Это ведь про нас, которым нужны роли, идущих на сцену больными, хромыми. Про нас…»

Игра актеров в декорациях и костюмах мэтра сценографии Вячеслава Окунева, впервые сотрудничающего с Норильской драмой, подкрепленная школой любимца театра хореографа Николая Реутова, не могла не получить восторженный отклик зрительного зала. Так, студенты Норильского колледжа искусств оценили спектакль как шедевр:
«Это так круто! Актеры выкладывались на сто процентов. Чувствовалось, что им интересно играть», – выразил общее впечатление от «Полоумного Журдена» второкурсник Александр Котенев.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.