#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Первая международная биеннале «Искусство будущего», открывшаяся год назад в московском Мультимедиа Арт Музее, начала свое путешествие по стране с Норильска.
Мультимедиа Арт Музей, отметивший в прошлом году свое 25-летие, связывает с Норильском многолетнее и плодотворное сотрудничество. Это и совместная работа в рамках программы «История России в фотографиях», и проекты в области современного искусства.
В декабре прошлого года МАММ при поддержке корпоративного попечителя компании «Норникель» открыл в своих залах Первую Международную биеннале «Искусство будущего». Выставка объединила 60 проектов российских и зарубежных участников, созданных на основе новейших технологий и отражающих изменения, которые вносят в жизнь общества и каждого человека нейросети, 3D-анимация, виртуальная и дополненная реальность и так далее. Биеннале проходила в офлайн- и онлайн-формате и стала настоящей сенсацией в мире искусства. По данным МАММ, ее посмотрели около 300 тысяч человек, а охват онлайн-мероприятий превысил семь миллионов.
На вернисаже в художественной галерее директор Музея Норильска Наталья Федянина, представляя региональную версию «Искусства будущего», обратила особое внимание на то, что московские кураторы включили в экспозицию три инсталляции Полярной арт-резиденции. Так, Норильск, с которого биеннале начала свое путешествие по регионам, стал не просто стартовой площадкой, но и партнером проекта. По словам директора музея и куратора PolArt резиденции, организаторы биеннале «были поражены» уровнем работ норильских резидентов. Интерактивные инсталляции «ЦветНор» Анны Толкачевой, «Карты сознания» Андрея Чугунова и «Норсвет» Милы Михайловой привлекли особое внимание гостей города, в том числе московских журналистов, прилетевших вместе с кураторами биеннале на ее открытие в Норильске.
Директор департамента общественных связей компании «Норникель» Татьяна Смирнова, представлявшая на церемонии генерального партнера биеннале, сказала, что не видит ничего удивительного в том, что «Искусство будущего» открывается в северном городе:
«Если мы говорим о том, что Норильск в очередной виток своего развития стоит на пороге уже начавшихся перемен, невозможно говорить о развитии инфраструктуры, социальных объектах, материальном мире без развития пространства и новых смыслов. Город как самовоспроизводящаяся система генерирует эти мысли и идет далеко вперед. Я очень рада, что после большого успеха выставка приехала в Норильск и норильчане имеют уникальную возможность в течение длительного времени знакомиться с очень интересными, глубокими работами».
Как отметила Татьяна Смирнова, «Норникель» заинтересован в том, чтобы такие проекты существовали не только на больших площадках, но и приземлялись в Норильске:
«Думаем, что «Искусство будущего» будет вдохновлять, настраивать тех людей, которые двигают прогресс, создают ценности, не побоюсь этого слова, для всего человечества».
Проекты биеннале, привезенные в северный город, представила одна из кураторов «Выставки будущего» заместитель директора МАММ по выставочной деятельности Анна Зайцева. Хедлайнером норильской экспозиции и гостем вернисажа стал один из самых ярких художников в области современного искусства Ростан Тавасиев. Из 95 работ, экспонирующихся в галерее, 41 принадлежит этому участнику биеннале. Проект «Планетарные туманности» художник создает вместе с профессором МГУ астрофизиком Сергеем Поповым и даже сам с отличием окончил курсы астрономов. По его словам, над темой, как и с чем художник будет работать в открытом космосе, он начал с «десерта», с самых красивых планетарных туманностей. В Норильске он прочтет лекцию «Путь зайца к звездам»: на выставке есть серия «Зеркальные зайцы». Известно, что Ростана Тавасиева очень интересует северное сияние, и он уже думает о том, можно ли ему придать фигуративную форму – цветка или животного, например. Анна Зайцева отметила, что до Ростана Тавасиева никто из художников «не размышлял в эту сторону».
Основательно (34 работы) представлен в Норильске и москвич Дмитрий Кавка, создающий проекты на пересечении цифровой и материальной реальностей. Большим вниманием на открытии пользовался его медиафайл «Гуглонатюрморт». В декабре художник сам прилетит в Норильск с образовательной программой.
Буквально толпились норильчане у панели с медиафайлом арт-группы Gray Cake (Катя Пряник и Саша Сереченко) «Сны машины», созданной художниками и двумя нейросетями на основе записей подлинных человеческих сновидений.
Первые посетители выставки пытались создавать «шедевры» с помощью компьютерной программы от Валерия Шевченко, а кто-то прямо на входе застревал у «Масок» ( стерео-варио печать на лентикулярной панели) Максима Свищёва или рассматривал медиафайл Павла Зельдовича «Фасад».
Фанатов видеоигр привлекли проекты молодых художников Павла Чекулаева и Максима Змеева, в которых виртуальный мир рассматривается как продолжение реального.
Искусство будущего при внимательном рассмотрении оказалось не только увлекательным, наполненным глубокими смыслами, но еще и очень свободным, и вполне понятным. Понятным вне зависимости от возраста. Надо только прийти, смотреть и слушать. У норильчан для этого есть два месяца, до конца января. Следующим городом, куда полетит «Искусство будущего», будет Екатеринбург.
Ранее «Северный город» анонсировал открытие биеннале в Норильске и выставку древних изделий эскимосов Эквена.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.