#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Легендарный «Упсала-цирк» из Санкт-Петербурга сыграл на сцене Норильской драмы инклюзивный спектакль «Сны Пиросмани», созданный по мотивам картин художника-самоучки Нико Пиросманишвили.
Создатель спектакля художественный руководитель «Упсала-цирка» Лариса Афанасьева в многочисленных интервью рассказывает, что «Сны Пиросмани» появились после поездки питерских ребят из семей иммигрантов в Грузию, где они познакомились с творчеством Пиросмани:
«Сама судьба художника удивительна: он родился в деревне, не получил образования, умер в полном одиночестве, но изменил культуру Грузии, стал ее олицетворением. Каждый человек – это ценность. Неважно, где мы рождаемся, как умираем, важно то, что оставим после себя. И эта история достаточно вдохновляющая… Ребята делали костюмы, рисовали мультики, устраивали карнавал. Когда вернулись, то сами сказали: давайте делать спектакль. И это стало не моей придумкой, а общей мечтой».
Мечта воплотилась в 2018 году в постановке, объединяющей традиции цирка, театра, кукольного представления с элементами светомузыкального шоу. Такой видеомэппинг норильчане видели только на «Хрониках Нарнии» во время гастролей Красноярского ТЮЗа. Над созданием спектакля с подростками из групп социального риска и с особенностями развития, которыми 22 года занимается социально-культурный проект «Упсала-цирк», работали признанные мастера. Это звукорежиссеры, видеохудожники, артисты профессиональной цирковой труппы, кукольники. Сами создатели называют «Сны Пиросмани» самым теплым и солнечным проектом «Упсала-цирка».
По словам команды спектакля, они гастролировали со «Снами» в Грузии, Москве, постановка очень востребована в родном Санкт-Петербурге. Ради одного спектакля в Норильске «Упсала-цирк» привез с собой полтонны груза, но, как выяснилось, это того стоило. Зрительный зал, и дети, и взрослые целый час с восторгом, а то и слезами следили за происходящим на сцене. Кто-то вспоминал любимые картины Пиросмани, а кто-то песню Аллы Пугачевой «Миллион алых роз», с которой у многих ассоциируется жизнь художника. Маргарита с его портрета не раз появляется на сцене. Как и чудесный Жираф. Явившийся из мира Пиросмани, он в одной из сцен вырастает в огромное существо и становится центральным образом спектакля. Артисты кормят его с рук, играют с ним.
По замыслу создателей, действие в спектакле, начинающееся «молочными реками», где резвятся те, у кого «еще молоко на губах не обсохло», завершается праздником сбора урожая с пышным застольем. Звукоряд «Снов…» соткан из пения птиц, переливов колокольчиков, позвякивания металлических пластин, гулких звуков ханга и протяжного грузинского пения. За этот аккомпанемент на норильской сцене отвечал актер, саунд-дизайнер, композитор Антон Шанихин, заменивший в гастрольной поездке постоянного саунд-дизайнера постановки Анну Березину. Перечень музыкальных инструментов, использованных в этом сопровождении, занял бы очень много места. К ним Антон в норильском спектакле добавил еще и флейту, которой не было в предыдущих версиях.
Ведущий тренер «Упсала-цирка» Ярослав Митрофанов, занимающийся проектом все 22 года, как и вся его команда, считает, что созданный ими «новый» цирк делает людей свободнее и счастливее.
Свободными и счастливыми все участники «Снов…» выглядели и на сцене, и после спектакля, когда общались со зрителями. Они благодарили всех, кто пришел на спектакль, а театр – за отличную площадку. И компанию «Норникель» – за возможность прилететь в заполярный Норильск.
Ранее «Северный город» писал о ноябрьской премьере В Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.