#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Участники экспедиции Арктического плавучего университета проводят испытания робота для сбора мусора в Русской Гавани на острове Северный архипелага Новая Земля. Об этом сообщает ТАСС, корреспондент которого работает на борту научно-экспедиционного судна «Профессор Молчанов».
«В Русской Гавани была наша первая высадка, это было очень волнительно. Сейчас в основном были ходовые испытания, по проходимости, по скорости. Все оказалось лучше, чем я ожидал. Где на берегу была галька разных размеров, он не буксовал почти нигде. В горку у пляжа – тоже никаких проблем не было, не было проблем с тем, чтобы разворачиваться на месте», – рассказал студент четвертого курса кафедры автоматики, робототехники и управления техническими системами Северного (Арктического) федерального университета Александр Гордейчик, разработавший робота.
Робот, получивший имя «Атлас», – шестиколесная машина весом около четырех килограммов, оснащенная видеокамерой и манипуляторами. Причем в зависимости от задач на конструкцию можно установить разные виды манипуляторов. В данный момент перед тестировщиками стояла задача понять, будет ли «Атлас» передвигаться по разным грунтам и поверхностям, которые встречаются на арктическом побережье. Как оказалось, машина практически не буксовала, за исключением перехода с глинистой поверхности на лед.
«Лучше всего он себя чувствовал на поверхности с мелкими лишайниками», – уточнил Гордейчик.
Еще одной задачей было определить, какой мусор преобладает на побережье арктических островов и какими манипуляторами следует оснащать робота. Сейчас на робот способен легко захватывать цилиндрические формы вроде алюминиевых банок и бутылок, каких бывает много на других побережьях. Однако на Новой Земле основной прибрежный мусор – это обрывки сетей и мелкие фрагменты пластика.
Однако «Атлас» может быть использован не только в качестве уборщика.
«Арктика – место суровое, есть места, куда лучше не ходить, чтобы остаться целым. Робот – вещь материальная, у него есть только цена. Это то, чем можно пользоваться для приближения к каким-то опасным местам», – сказал автор разработки.
Он считает, что робота можно использовать, например, для отбора проб там, куда рискованно походить человеку: вблизи бурных рек, под опасными обрывами или на крутых склонах. Для этого он изучает, как собирают образцы участники экспедиции и где их мог бы заменить робот.
«Например, была опасная зона, куда бы я не пошел, вдоль береговой линии под снежным навесом. Сложности никакой по проезду там не было. Также абсолютно спокойно робот проехал под кирпичными зданиями в Русской Гавани, которые стоят на сваях, здания можно считать аварийными. И под ними достаточно ровный грунт, чтобы он мог проехать», – сказал Гордейчик. – «Атлас» управляется дистанционно на расстоянии до пяти километров», отметил он.
Участники экспедиции исследуют загрязнение пластиком и микропластиком Баренцева моря – оно среди морей Российской Арктики самое загрязненное, рассказала доцент кафедры геоэкологии, природопользования и экологической безопасности, заведующая лабораторией «ПластикЛаб» Российского государственного гидрометеорологического университета Александра Ершова. Другие моря в какой-то мере защищает Новая Земля – она вытянута с юга на север на 800 километров и является естественным барьером. Но чем дальше будет развиваться судоходство по Северному морскому пути, тем больше пластика будет оказываться в северных морях.
Большую часть пластика в Баренцево море приносит течениями из Атлантики – это отходы с океанских судов.
«В этом году мои исследования направлены на то, чтобы выявить наиболее правильные места мониторинга именно морского мусора. В закрытых частях бухт делать это нецелесообразно, туда ничего не выносит, потому что они закрыты. Нас интересует объем аккумуляции пластика, принесенного из разных источников, с судов, с течениями, которые приносит сюда. В этой части Баренцева моря основная часть пластикового мусора поступает с судов: грузовых, рыболовных, пассажирских», – рассказала Ершова.
Она отметила, что в закрытой части Русской Гавани практически не было обнаружено мусора, принесенного морем. В основном берег был замусорен тем, что осталось от полярной станции и воинской части. А вот на пляже в открытой части бухты обнаружилось много принесенного течением пластика и древесных отходов. Пластик в основном от рыболовецких снастей российских и скандинавских производителей – буи, обрывки сетей, обломки ящиков для рыбы.
Некоторые находки, по-видимому, проделали вместе с течением долгий путь – как упаковка из-под йогурта, сделанного в Миннеаполисе, США.
Изучение морского мусора и испытания робота продолжатся на мысе Желания и других точках на севере Новой Земли.
Как уточняет ТАСС, Арктический плавучий университет является совместным проектом Северного Арктического федерального университета (САФУ) и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС). В этом году проекту исполнилось десять лет. Среди партнеров проекта – Русское географическое общество, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, «Норникель», ВТБ, «Новатэк», «Роснефть» и правительство Архангельской области.
Ранее директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров назвал ситуацию с загрязнением пластиком Северного Ледовитого океана «острейшей». Красноярские ученые изобрели биопластик из отходов свеклы.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.