#НОРИЛЬСК. «Северный город» – 7 июня 1937 года приказом по «Норильскстрою» была создана транспортная контора, в которую вошли гараж, авиапорт, служба погрузочно-разгрузочных работ и конбаза. От этой даты ведет свой отсчет АТО «ЦАТК». Парк автомобилей автотранспортного объединения ежегодно перевозит 25 миллионов тонн груза, доля технологических грузов Заполярного филиала составляет 94 процента. В обслуживании 114 километров дорог.
Сегодня лошадки в Норильске произвели бы фурор, в 1930-е гужевой транспорт на промплощадках и дорогах города, имевшего статус поселка, был делом обычным. В парке имелись также 23 автомашины и 24 трактора, затем появились три автобуса. В 1940 году число автомобилей достигло цифры 81, правда, во время войны большая их часть вышла из строя из-за недостатка качественного горючего. В навигацию 1944 года автотранспортники получили подкрепление в виде «Студебеккеров», «Шевроле», «Маков», отечественных самосвалов.
Год от года парк увеличивался, марки машин менялись. В 60-е годы прошлого века грузы перевозили на 25-тонных МАЗах, в кабинах которых даже не была предусмотрена отопительная система, и на немецких «Магирусах». В навигацию 1966 года в Норильск впервые поступили самосвалы БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн. Одну из таких машин сотрудники ЦАТК впоследствии превратили в памятник, водрузив ее на постамент рядом с АБК предприятия. Затем появились БелАЗы-548 – сорокатонники. В 1985 году были получены восьмидесятитонные самосвалы.
Последнее крупное обновление техники автотранспортного объединения началось в 2010 году. Сейчас на промплощадках НПР можно увидеть «цатковские» отечественные (Беларусь) автосамосвалы БелАЗ и иностранные Caterpillar, бульдозеры «Кировец» Челябинского тракторного завода, чьи прародители трудились еще во времена СССР, и бульдозеры Liebherr, погрузчики Komatsu, экскаваторы Volvo и много другой техники от самых разных производителей.
Основу одной из колонн составляют уральские электрические карьерные экскаваторы ЭКГ, выдерживающие благодаря своевременным ремонтам не один срок эксплуатации. Грейдеры, универсальные дорожные машины, автоцистерны, бортовые и специальные автомобили, виброкатки в парке предприятия также в наличии.
ЦАТК обеспечивает перевозку грузов рудников, цементного, Медного и Надеждинского металлургического заводов. Занимается доставкой технологических материалов на обогатительные переделы Заполярного филиала, принимает непосредственное участие в реконструкции Талнахской обогатительной фабрики, строительстве нового хвостохранилища. Часть современной техники была приобретена под такие проекты, как строительство гипсохранилища для «Серного проекта» и строительство Мокулаевского месторождения известняка.
Очистку дорог НПР от снега выполняет управление автомобильных дорог и снегоборьбы, которое с 2005 года входит в состав ЦАТК. Под крылом УАДиС находятся все дороги и подъездные пути к объектам горно-металлургического комплекса, а также автодорога Норильск – Алыкель. В общей сложности 112 километров полотна. Водители подразделения могут рассказать много экзотическх историй про работу в условиях, когда из-за пурги не видно ни зги.
К автотранспортному объединению приписаны также 13 судов маломерного флота. Семь из них предназначены для пассажирских перевозок. Это четыре КС-162, две «Зари» и один «Луч». Остальные служат для технической перевозки грузов. Флот спускают на воду в начале навигации и поднимают на причал по ее завершении в три-четыре этапа.
Водный транспорт в объединении появился в восьмидесятых годах прошлого века. В то время стараниями легендарного начальника Центральной автотранспортной конторы Валентина Полякова предприятию выделили участок земли в районе озера Лама. И даже неудивительно, что турбаза ЦАТК, построенная вдали от цивилизации, – с подогревом. Водители предприятия даже в те времена, когда техника была несовершенной, всегда умели сохранить тепло в кабине. Это так важно, когда мороз на улице обжигает кожу. Если одежда насквозь промокла под дождем, отдыхающие на своей ламской турбазе сотрудники ЦАТК имеют возможность просушить ее на электрических батареях.
85 лет работы в суровых северных условиях приучили руководителей и сотрудников предприятия к предусмотрительности. Люди и техника готовы к любым форс-мажорам.
Ранее на портале медиакомпании выходило интервью с руководителем «АТО «ЦАТК» Андреем Верхолезовым , мы писали о конкурсе профмастерства машинистов экскаваторов, о поступлении в ЦАТК новой карьерной техники.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.