#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Специалисты Томского политехнического университета (ТПУ) разработали недорогое дизельное топливо, устойчивое к замерзанию вплоть до минус 70 градусов. Как утверждают авторы, предложенная ими технология настолько проста, что отдаленные северные поселения и предприятия сами смогут производить это горючее для собственных нужд. Как сообщает РИА Новости, эта информация опубликована в журнале South African Journal of Chemical Engineering.
Как правило, в состав дизельного топлива входят н-парафины. Эти вещества при низких температурах кристаллизуются, не позволяя топливным насосам фильтровать горючее – оно просто застывает. Часто дизельные фракции, полученные путем разделения нефти, застывают уже при минус 10 градусах.
Однако в Томском политехническом университете разработали метод получения арктических дизельных топлив с путем переработки прямогонных дизельных фракций на цеолитном катализаторе. При этом, отмечают авторы изобретения, применяется катализатор российского производства, который в разы дешевле зарубежных аналогов.
«Наш способ переработки позволяет получать дизельное топливо, которое не застывает даже при минус 70 градусах. Важно, что для производства не требуется водородсодержащий газ: благодаря этому технология реализуема не только на крупных НПЗ, но и на малотоннажных установках на отдаленных территориях», – цитирует РИА Новости слова доцента отделения химической инженерии ТПУ Марии Киргиной.
Как поясняют специалисты Томского политехнического, уникальные свойства новое арктическое топливо получило благодаря преобразованию тяжелых н-парафинов в изопарафины и легкие н-парафины.
Важно, что производить такое топливо можно прямо на нефтяных скважинах, чтобы обеспечить их собственные потребности. Это особенно актуально для отдаленных северных территорий, куда доставлять топливо с Большой земли чересчур дорого или попросту невозможно.
Еще одно важное преимущество технологии, разработанной томичами, – высокая степень превращения сырья в полезный продукт, около 98 процентов. Как уточняют ученые, в большинстве процессов нефтепереработки этот показатель не превышает 70, а то и 50 процентов.
«Сегодня существуют методы получения низкозастывающих видов дизельного топлива, однако они требуют не только водородсодержащего газа, но и катализаторов с содержанием платины, что весьма недешево. Кроме того, большая часть этих катализаторов производится за рубежом», – рассказала Киргина.
Ученые сообщают также, что разработанную ими технологию можно использовать и для получения множества других востребованных видов горючего. В их числе – углеводородные газы, бензины, керосины, а также другие типы топлива.
Как отмечается в публикации, научный коллектив планирует продолжить исследования возможностей цеолитных катализаторов, подбирая параметры обработки нефтепродуктов таким образом, чтобы увеличить до максимума выход различных видов топлива.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.