#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Просветительский центр «Белый мишка» отметил свое трехлетие. Координатор работы центра Олеся Кужель рассказала порталу «Северный город» об экологическом просвещении, любви к природе и почему людям нужно учиться раздельному сбору отходов.
– Олеся, расскажите, как родилась идея создать просветительский центр?
– Еще в 2018 году Проектный офис развития Арктики проводил антибраконьерскую рекламную кампанию на Таймыре. Мы вели в интернете и в Норильске просветительскую кампанию, рассказывавшую про то, почему белый медведь внесен в Красную книгу и какое уголовное наказание за это можно получить. Но люди реагировали очень странно, из разряда «вам что, заняться больше нечем?». Тогда по разным реакциям читателей мы поняли, что у них совсем нет знаний о хищнике. И пришла идея: если со взрослыми не получается наладить диалог, то мы нацелимся на детей. «Белый мишка» стал прекрасным символом, через который можно говорить об экологии и об Арктике, ведь на гербе Норильска белый медведь, у многих заведений горда на логотипе белый медведь, это как символ севера, и Норильска в частности.
– Как начиналась работа просветительского центра?
– Когда мы общались с разными методистами в сфере экопросвещения и с психологами, все они в один голос твердили, что проще и правильнее работать с людьми с маленького возраста. Для этого и нужны такие просветительские проекты, как, например, наш «Белый мишка», потому что ожидать от родителей, которые сами ничего об этом не знают и им никто никогда про это ничего не рассказывал, что они научат этому ребенка, немного странно. Сейчас к нам ходят дети на постоянной основе, они занимаются с октября по конец апреля – начало мая. Мы сотрудничаем со школами, иногда к нам можно просто прийти классом на разовое занятие, либо мы демо-уроки проводим для тех, кто не может посещать нас на протяжении всего года каждую неделю. Но проведение таких периодических занятий все равно несет свою пользу.
– Как отметили день рождения просветительского центра?
– Вообще просветительский центр открылся 4 октября, но день рождения мы решили приурочить к презентации фандомата по приему пластиковой тары. Праздник проходил в Молодежном центре, принимать поздравления пришел наш символ – белый мишка по имени Пломбир. К большому сожалению, из-за коронавирусных ограничений мы не можем, как в первые полтора года нашей работы, организовывать большие массовые мероприятия – до ковида мы проводили большие городские праздники. Но мы постарались сделать очень интересное мероприятие для детей и их родителей. Поскольку мы занимаемся экопросвещением, у нас прошел тематический день рождения, он стал слетом супергероев – это экосупергерои. Ребята и все присутствовавшие на празднике рассказали, что полезного сделали для природы в этом году, и поделились, как сделать свою жизнь более экологичной.
– Что для вас значит быть экологичным?
– Когда мы говорим, что нужно быть экологичными, то кажется, что мы предлагаем что-то радикальное, будто вообще ничего не нужно делать: ничего не есть, ничего не покупать. Но есть такое понятие: теория малых дел, каждый из нас может что-то полезное делать, немножко поменяв свое поведение: мы можем меньше вредить природе или помогать ей.
– Расскажите про Пломбира? Этого персонажа назвали в честь какого-то конкретного медведя?
– Пломбир – это собирательный мишка. Наш Пломбир плюшевый, не совсем реалистичный, с ним можно обниматься, в отличие от обычных белых медведей, у нас просто была потребность в обнимательном медведе. Пломбиром его назвали перед первым днем рождения центра, подписчики выбирали имена, проголосовали за топ-3, а на самом празднике из них выбрали Пломбира.
– Какие занятия сейчас проходят в «Белом мишке»?
– Сейчас мы занимаемся по двум программам. Одна из них – это «Арктические арт-проекты», мы условно их так называем, это творческие занятия, где дети через поделки и творчество изучают Арктику и белого медведя. Программа рассчитана примерно на один учебный год, с учетом наших актировок. Дети лепят, рисуют и делают аппликации. Также у нас есть уроки, связанные с современными видами творчества: ребята рисуют на планшетах, изучают основы анимации, то есть через разные виды творчества мы параллельно изучаем белого мишку в подробностях, все аспекты его жизни и его соседей по Арктике и Артику в целом. А вторая программа называется «Ученые супергерои», в ней мы изучаем разные природные явления: свет, воду и экосистемы. Рассказываем, как происходят разные процессы в природе, там у нас естественно-научные занятия, делаем разные эксперименты. Всегда есть региональный компонент: мы изучаем, что происходит с той водой, которую мы использовали в домах, откуда берется чистая вода и куда девается грязная.
– Какие планы сейчас есть по развитию центра?
– Сейчас у нас в центре в течение года занимаются около 100–150 детей. В этом году мы разработали онлайн-программу и через динозавров рассказывали про то, что такое экосистема. Периодически идут параллели с арктическими животными. Другая онлайн программа, которую проводили – читательский клуб. «Белый мишка» был пилотным проектом в Норильске, но за три года он разросся, география проекта расширилась. Такого же центра, как в Норильске, в других городах у нас еще нет, но у нас регулярно проходят уроки в других городах, в частности в Москве, в Санкт-Петербурге, в Красноярске. А с этого учебного года еще и в Ненецком автономном округе по нашей программе дети будут заниматься целый учебный год.