#НОРИЛЬСК. «Северный город» – До сих пор во время и после взрывных работ процесс транспортировки руды погрузочно-доставочными машинами и шахтными автосамосвалами останавливался на два часа. Система «Автомайн» не имеет аналогов в России и позволяет шахтным самосвалам передвигаться по транспортному горизонту протяженностью три километра без участия человека. Проект был реализован специалистами «Скалистого» при непосредственном участии инженеров компании «Сандвик». Департамент по развитию бизнес-систем предложил усилить экономический эффект проекта с помощью георешетки, увеличивающей скорость горного транспорта.
Картинки на мониторах в операторной проекта «Автомайн» кажутся сказкой, но беспилотный горный транспорт на «Скалистом» уже реальность.
«На руднике существуют определенные технологические операции, одна их них – взрывание и проветривание – должна происходить абсолютно безлюдно, – рассказывает директор рудника «Скалистый» Андрей Цымбалов. – Чтобы не терять это технологическое время, наши беспилотные шахтные самосвалы передвигаются и перевозят богатую руду по транспортному горизонту протяженностью три километра абсолютно без участия человека».
Во время заряжания и проветривания, а это два часа времени, которое можно полноценно использовать с помощью беспилотных технологий. С появлением системы «Автомайн» период простоя превратился в период действия. Оператор на поверхности усаживается в кресло, берется за джойстик и наблюдает, как самосвал передвигается по горным выработкам с помощью лидаров – технологии дистанционного зондирования.
«С помощью своих нейронных мозгов», – популярно объясняет Андрей Цымбалов.
Проект реализовывался в течение года при непосредственном участии компании «Сандвик» и ее специалистов.
«Сложность в том, что реализовывался он на действующем предприятии, – комментирует руководитель рудника. – Мы можем похвалиться, что «Автомайн» не имеет аналогов в России, является единственным».
В 2019 году «Норникель» запустил масштабную комплексную программу обучения инструментам повышения эффективности производства. Специалисты работающего в этом направлении департамента по развитию бизнес-системы (ДРБС) ЗФ с недавних пор сотрудничают с коллегами рудника «Скалистый». Они предложили усилить проект «Автомайн», дополнив его георешетками – дорожным полотном, увеличивающим скорость движения самосвалов.
«Это как пчелиные соты: решетки, в которые засыпается заполнитель, – поясняет специалист бюро по повышению эффективности производства рудника «Скалистый», стажер проектного офиса ДРБС Евгений Бунас. – Пока эти решетки в проекте. Отрабатываются паспорта. «Автомайн» подтолкнул нас еще на некоторые направления. Пока мы будем моделировать, еще что-нибудь добавится. Все нарастает, как ветки от ствола дерева».
Тандем инженеров «Скалистого» и специалистов ДРБС дает интересные результаты, делится своими собственными впечатления Евгений Бунас:
«Как производственник я был в роли пессимиста, а ребята из департамента по развитию бизнес-системы – оптимисты. Когда мы садились и обсуждали: я со стороны федеральных норм и правил, они – со стороны инструментов бережливого производства – как раз рождались гипотеза и инициатива, и мы делали паспорт. Паспорта мы сейчас выносим на штабы, обсуждаем, они будут обсчитываться, корректироваться».
Евгений Бунас – человек с биографией. За его плечами профтехучилище, техникум, два института, аспирантура. Он и горный техник-электромеханик, и горный инженер, профессиональный член Британского института материалов полезных ископаемых горнодобывающей промышленности. Был и проходчиком, и горным мастером, работал в отделе совершенствования производственной деятельности, в корпоративном университете «Норильский никель», участник и призер множества научных конференций и мероприятий по горному делу. Любит узнавать новое. Тренинги, проведенные на руднике специалистами департамента по развитию бизнес-системы, пополнили интересный образовательный список Евгения и добавили ему статус стажера проектного офиса ДРБС.
«Ранее проектной деятельностью я не занимался, – рассказывает Евгений Бунас. – На руднике «Скалистый» проектная команда начала деятельность в апреле. Обучение этапам проектной деятельности длилось четыре месяца, тренинги вели Владислав Армизонов и Егор Рыбин, они же оказывали методологическую поддержку проектов. Знания, безусловно, расширили кругозор. Когда проходило обучение по ТРИЗ, сначала было непонятно, через две недели я влился. Всем советую пройти через такие тренинги».
Стреловое и веерное бурение, отгрузка горной массы ПДМ и ШАС, транспортировка внутришахтным транспортом, подъем горной массы, производство закладочных работ, вентиляция горных выработок и подземные буровзрывные работы – вот направления, по которым проектная команда провела диагностику.
«Когда рассматривали гипотезы по этим направлениям, смотрели, где у нас могут быть узкие места и ключевые факторы, влияющие на производительность, – поясняет Евгений Бунас. – Совместная работа экспертов рудника и проектной команды позволила сформировать ряд гипотез и выбрать наиболее эффективные для их последующего внедрения».
«Например, изменение графика работы персонала на ВСС-1 с трехсменного на двухсменный позволит сократить время на приемку и передачу смены на 25 минут в сутки – это время будет затрачено на проведение планово-предупредительных работ. Большинство сменного персонала по результатам анкетирования положительно относятся к этому изменению, так как сократится число рабочих смен и потери времени в пути на рабочее место. Будет меньше вопросов с автобусами», – приводит примеры родившихся идей стажер проектного офиса.
По направлению отгрузки горной массы ПДМ/ШАС (погрузочно-доставочные машины и шахтные автосамосвалы) прорабатывается инициатива по совмещению проведения ЕТО (единое техобслуживание) при приемке и передаче смены, не требующая затрат на внедрение.
Успешная реализация инициативы позволит увеличить производственное время ПДМ/ШАС для отгрузки дополнительного объема горной массы.
Также предложена организация подмены машинистов ПДМ и ШАС на время обеденного перерыва, что позволит отгружать дополнительные объемы руды без существенных затрат и повысить коэффициент использования оборудования.
– Реально ли реализовать на руднике родившиеся предложения?
– Часть предложенных инициатив возможно реализовать уже в этом году. Для части требуется дополнительная подготовка, – отвечает на вопрос Евгений Бунас.
– Повысят ли они эффективность производства?
– Без сомнения, повышение эффективности производства произойдет.
– Какие инструменты бережливого производства на руднике уже внедрили?
– Картирование потока создания ценности (Value Stream Mapping), матрица внутренней клиентоориентированности развития, матрица навыков по системе планирования и обучения персонала, система целеполагания.
– На ваш взгляд, насколько значимо применение инструментов бережливого производства в «Норникеле»?
– В эффективности этой бизнес-стратегии как элемента совершенствования высоко конкурентного производства сегодня сомневаться не приходится. Мы готовы к переменам и дальше будем применять и внедрять в производство эти принципы.
От пилотных примеров (сначала гипотеза – дальше пилот мероприятия) по направлениям, которые сейчас отрабатываются и далее будут внедряться, получится успешный опыт развития производственной системы, назовем это РПС. Эта система может идти тиражом к другим рудникам. Ведь обычный результат программы РПС – это несколько миллионов рублей экономии, рост производительности в 0,5 – 1,5 раза. В программе «Индустрия 4.0» (четвертая промышленная революция) появляется место для цифровизации бережливого производства. Автоматизация и цифровизация показывают, насколько новые процессы эффективнее предыдущих, мы видим, где были потери, и их становится меньше. Рядом с автоматизацией и цифровизацией появляется роботизация, из чего вытекает «умное» производство.
По предложению департамента по развитию бизнес-системы проект «Автомайн» будет представлен на Международной неделе производительности – IPWeek-2021. В минувшем году авторский коллектив рудника «Скалистый» взял одно из призовых мест на IPWeek-2020, презентовав проект по увеличению объемов и интенсивности подъема руды на стволе ВСС-1. Сегодня он полностью воплощен в жизнь.
Работа по развитию бизнес системы Заполярного филиала продолжается, и следующие проекты, о которых мы вам расскажем, будут на Надеждинском металлургическом и на Медном заводе, работу проектный офис на этих объектах начал в июле 2021 года.
Ранее мы писали о проектных командах норильчан, занявших призовые места на IPWeek-2020 и тренингах департамента по развитию бизнес-системы на руднике «Скалистый».
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.