#НОРИЛЬСК. «Северный город» – По инициативе Агентства развития Норильска и при участии городской администрации в северном городе началось исследование системы общественного транспорта. Чтобы качественно провести транспортную реформу, пригласили представителей государственной корпорации развития – ВЭБ.РФ. На совещании в мэрии подвели итоги знакомства экспертов с территорией.
Агентство развития Норильска вместе с муниципалитетом планируют повысить эффективность транспортных услуг и их качество. Транспортная реформа в Норильске вот-вот начнется. На старте ее поддерживают профессионалы в этой сфере – представители ВЭБ.РФ. Ход большой аналитической работы обсудили на совещании при главе Норильска Дмитрии Карасеве с участием директора АРН Максима Миронова и представителей проектного офиса государственной корпорации ВЭБ.РФ по развитию общественного транспорта Юрия Волкова и Дмитрия Ямпольского.
Взять отрасль под контроль и разработать правила игры — таковы законы преобразований. Реформа предполагает целый пласт системной работы: надо изучить существующий в НПР пассажиропоток, определить проблемы и оценить качество транспортного обслуживания, приобрести новые автобусы, откорректировать график их движения и количество рейсов, разработать оптимальные маршруты, продумать остановки, бесконтактную оплату, свое приложение для отслеживания движения транспорта и так далее.
Необходимость модернизации системы пассажирских перевозок назрела давно: еще в 2018 году в опросе «Социальный портрет горожанина» вопрос повышения качества оказания услуг общественным транспортом стал одним из ключевых. Под развитие системы городского транспорта и модернизацию пассажирских перевозок выделен отдельный раздел в большом стратегическом документе – мастер-плане Норильска.
На совещании Максим Миронов отметил, что в рамках совместной с мэрией работы на большинстве автобусах уже установлены специальные датчики, они позволят оценить объем пассажиропотока, востребованность маршрутов и остановок.
«К концу мая это исследование планируем закончить. Обязательно проведем его еще и летом, чтобы оценить специфику пассажиропотока по сезонам. Осенью разработаем новую экономическую модель системы общественного транспорта для коммерческих и муниципальных перевозчиков. Ее сутью должна быть не «охота за пассажирами» ради прибыли, а интерес перевозчиков в качественном выполнении рейса – соблюдении расписания, обеспечения комфортных условий в салоне», – отметил директор АРН.
Итогом городской транспортной реформы, которая на основе полученных в этом году данных начнется в 2022-м, станет комфортная система оказания услуг. У норильских автобусов должен появиться единый фирменный стиль, возможность безналичной оплаты и внедрение системы скидок, удобные график движения и новые остановочные пункты.
На встрече в мэрии говорили о том, в каких тяжелых условиях приходится работать сотрудникам НПОПАТ.
«В бюджет 2022 года внесем изменения, согласуем их с министерствами и ведомствами края – Минтрансом и Министерством экономики – с тем, чтобы выйти на новый этап городского транспортного предприятия. Пусть люди знают, что город думает о них и проблемы, которые есть в их круглосуточной работе, мы будем решать вместе», – отметил на совещании Дмитрий Карасев.
Директор проектов ВЭБ.РФ Юрий Волков отметил, что в прошлом году по поручению президента государственной корпорацией совместно с правительством была разработана комплексная программа модернизации общественного транспорта. Этот документ лег в основу нового федерального проекта – «Модернизация пассажирского в городских агломерациях». Это первый опыт, когда под общественный транспорт выделен отдельный проект. Законопроект находится на заключительном этапе согласования и будет принят в ближайшее время.
Новая система организации пассажирских перевозок, которая по итогам проведения реформы должна заработать в Норильске, включает три основные функции. Первая – заказчика, которым выступает городская администрация. Она определяет, какими должны быть маршрутная сеть и плотность расписания, формирует все требования к подвижному составу и перевозчику.
Вторая функция – оперативное управление перевозками. Оно осуществляется специализированной организацией на основе комплексной цифровой платформы. Сюда входит администрирование транспортной работы, отслеживание точности соблюдения маршрутов и качества подвижного состава, учет пассажиропотока и обеспечение безопасности перевозок.
Третья и самая масштабная – сами перевозки. В соответствии с законодательством заниматься пассажирскими перевозками могут и коммерческие, и муниципальные компании. Главное – чтобы они соблюдали требования, указанные заказчиком в техническом задании.
По мнению Дмитрия Ямпольского перевозки должны осуществляться по регулируемым тарифам, чтобы гарантировать следование расписанию.
«Основа такой гарантии – брутто-контракты: когда государство в лице муниципалитета оплачивает перевозчикам выполненную транспортную работу и при этом оплата за исполнение условий контракта поступает непосредственно в бюджет города», – считает Дмитрий Ямпольский.
Подобная модель, по его словам, бралась за основу успешно реализованной транспортной реформы в Москве, Твери, Перми, Новокузнецке. По итогам проведенной работы точность соблюдения расписания там составляет 96–98 процентов, значительно снизилась аварийность, произошло полное обновление подвижного состава.
«Подход потребует большой подготовки. В первую очередь речь идет о вопросах транспортного планирования. Такая работа уже ведется: профильными структурами совместно с ВЭБ.РФ составлена дорожная карта, включающая все этапы. Уверены, что по итогам будет подготовлено качественное обоснование всей реформы, которую мы со своей стороны поддерживаем, и поможем выйти на ключевые позиции для принятия решений – экономических и нормативных», – завершил доклад на совещании Дмитрий Ямпольский.
Параллельно с научно-исследовательской работой в городе проходит аудит экономической и хозяйственной деятельности «НПОПАТ». По мнению главы Норильска, эта мера позволит выявить все слабые места и выйти на качественные изменения в системе работы муниципального перевозчика.
«Мы пересматриваем нормативную базу и механизмы выделения субсидий, чтобы появилась возможность изменения трудовых условий. Это касается и уровня зарплат, и графиков работы. К сентябрю-октябрю эта работа будет завершена, и уже в следующем году сможем приступить к запуску обновленной системы работы», – подытожил Дмитрий Карасев.
Ранее «Северный город» рассказал о том, что в последнее время участились жалобы горожан на работу общественного транспорта: норильчанам не хватает автобусов, а НПОПАТ – водителей, о реформировании транспортной артерии региона, а также о том, как 3 апреля в здании Норильского государственного индустриального института прошла стратегическая сессия «Норильск-2035. Трансформация», где говорили о поэтапном формировании комплекса мер социально-экономического развития нашей территории.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.