#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Договор между муниципалитетом и ведущим сибирским вузом был заключен в июле. С тех пор проделана большая работа – ученые Сибирского Федерального университета определили проблемные участки трассы и возможные варианты снегозащитных конструкций. На днях научная группа вновь побывала в Норильске, чтобы провести полевые исследования.
Как уже рассказывал «Северный город», проблемой снегозаносимости еще в 1940-х годах прошлого столетия в Норильске занимался инженер Михаил Потапов. Благодаря разработанным им гениально простым конструкциям железнодорожные пути и дороги гораздо меньше заметало снегом, который тогда приходилось счищать вручную. Однако спустя десятки лет многие из этих щитов уже вышли из строя. Решением этой проблемы сейчас и занимаются сотрудники пяти институтов Сибирского федерального университета.
«Мы продолжаем ревизию щитов Потапова. Всего их 39, общая протяженность превышает 14 километров, – рассказал руководитель проекта, глава департамента комплексного изучения Арктики СФУ Юрий Захаринский. – «Норильскавтодор», ЦАТК выполняют очень большой объем работ по механизированной очистке автодороги Норильск – Алыкель от снега. Однако меры нужно принимать на более раннем этапе. В СФУ с большой ответственностью относятся к выполнению столь важной для Норильска задачи».

На одном из проблемных отрезков дороги специалисты определили тестовый участок, где щиты находятся в удовлетворительном состоянии. Ученые оценивают его функциональность – объем задержанного снега, динамику снегонакопления.
«Для того чтобы понять, с каких участков тундры основные объемы снега переносятся ветрами на дорогу, мы предложили оригинальную методику, основанную на использовании маркерных частиц – микроскопических стеклянных шариков «Сорер», окрашенных в разные цвета. Это позволит сосредоточить работу на наиболее проблемных участках дороги», – поясняет Руслан Шарафутдинов, директор Института экологии и географии СФУ.
Полученные данные будут использованы для верификации результатов компьютерного моделирования.
«Замеры и моделирование позволят рассчитать, сколько щитов и какого типа необходимо установить на каждом конкретном участке, – в свою очередь, отмечает Андрей Минаков, заместитель директора по науке Института нефти и газа СФУ. – Вариантов устройств несколько. На сегодня технологии позволяют использовать не только щиты, но и другие снегопередуваемые конструкции. С помощью компьютерного моделирования и современных экспериментальных методов мы подберем подходящие конструкции».
Конструкторы ставят перед собой задачу разработать изделия, срок эксплуатации которых позволит обеспечивать безопасность трассы не менее чем до 2050 года. Кроме того, им предстоит оценить и другие актуальные задачи, например, устройство водоотведения. В «Норильскавтодоре», который выступил в качестве заказчика проекта, этого очень ждут.
«Защита от снега дороги Норильск – Алыкель необходима. Ведь часто бывает, что аэропорт открыт, а единственная дорога к нему – закрыта. К тому же на Таймыре меняется климат. Мы ожидаем, что по итогам научно-исследовательской работы мы получим результат, который в перспективе поможет жителям с меньшими затруднениями добираться в аэропорт», – говорит начальник технического отдела «Норильскавтодора» Зоя Виноградова.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.