#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Начальник участка сигнализации и связи №1 службы сигнализации и связи Предприятия технологического железнодорожного транспорта Николай Матюшко по итогам 2020 года получил почетное звание «Лучший линейный руководитель «Норникеля» в области промбезопасности и охраны труда».
– Николай Николаевич, за что отвечает ваш участок?
– Участок №1 службы сигнализации и связи Предприятия технологического железнодорожного транспорта отвечает за управление стрелками и сигналами, которые управляют движением поездов и железнодорожной техники. В отделе двенадцать человек, в том числе ИТР. Мы трудимся на станции Кайеркан.
– Ваши сотрудники сидят за мониторами или по путям тоже ходят?
– Техникой управляет служба движения, а мы следим, чтобы это все управление с помощью нашего оборудования микропроцессорной централизации работало нормально, без сбоев и аварий. По путям мы, естественно, ходим. У нас кроме постового оборудования микропроцессорной централизации есть напольное оборудование сигнализации, централизации и блокировки, которое находится на путях. Это железнодорожные стрелки, стрелочные электроприводы, которые переводят стрелочные переводы, также светофоры, рельсовые датчики.
– Стрелочников в НПР сейчас вообще нет?
– Норильская железная дорога стала одной из первых в стране, где началось внедрение микропроцессорной централизации. Ручной труд убрали, сейчас кнопочку нажали – стрелка перевелась, заложился маршрут, открылся светофор и поезд поехал. Это же еще и охрана труда. Удаленных станций у нас много, на моем участке это Амбарная и Далдыкан, куда на автомобиле не доедешь, только по железной дороге. Раньше там на постах находились дежурные, а сами знаете, какая у нас сейчас проблема с дикими животными. Наши ребята буквально неделю назад ездили на дрезине на Далдыкан для обслуживания оборудования, видели росомаху.
– Судя по полученному званию, вы очень серьезно относитесь к повышению промбезопасности на вашем участке?
– Каждый руководитель стремится, чтобы у него меньше возникало вопросов в области охраны труда, чтобы свести к нулю травматизм. Конкретно на моем участке внедряем новые технологии, улучшаем условия труда.
– Вы на своем уже немалом опыте работы можете утверждать, что правила безопасности и охраны труда в последние годы «эволюционировали»?
– Да, конечно. Если раньше как-то не акцентировался вопрос по внедрению инициатив в области ТБ, то сейчас все предложения работников фиксируются. Если они своими руками сделали какие-то усовершенствования, я прошу их делать фото «до» и «после».
– У вас самого на счету 25 рацпредложений по усовершенствованию систем сигнализации и централизации, что тоже влияет на безопасность движения поездов. Но есть еще и десяток инициатив, напрямую связанных с промбезопасностью и охраной труда, за которые вас и удостоили звания лучшего линейного руководителя в этой сфере. Можете популярно рассказать о некоторых?
– Вот, например, из области улучшения условий труда для работника службы движения. У них много автоматизированных рабочих мест для управления (и видеонаблюдение, и обдув стрелок воздухом, и несколько АРМ по управлению движением) – соответственно, на столе шесть мышек управления, почти одинаковых. И дежурному каждый раз надо внимательно смотреть, какая за что отвечает. Я решил визуализировать процесс, чтобы человек меньше отвлекался от наблюдений. На всех мышках появились стикеры: «Обдув», «АРМ-СП» и так далее. Есть у меня инициатива и по визуализации кардинальных правил, которыми мы пользуемся. Я предложил проиллюстрировать их знаками.
Усовершенствованию рабочего места посвящено и другое предложение. У нас монитор удаленного управления переездом «Кайеркан ВВ» стоял в стороне от остального оборудования. Я предложил закрепить его на кронштейне над основным и резервным мониторами. Теперь все системы наблюдения перед глазами диспетчера станции Кайеркан, что гораздо удобнее для работы.
– Против полярной ночи и снегопадов тоже нашлись приемы?
– Борьба со снегом – давняя тема железнодорожников на Крайнем Севере. Вот, например, на том же переезде «Кайеркан ВВ» (это техническое наименование переезда, раньше в том районе была база взрывчатых веществ) рельсовый датчик был установлен так, что его все время заносило снегом. Происходил сбой оборудования, приходилось закрывать автоматизированную переездную сигнализацию переезда «Кайеркан ВВ». Я предложил перенести напольное оборудование в место, где применение снегоуборочной техники не требуется.
Что касается полярной ночи, то на том маршруте, по которому работники идут на станцию (и со станции) Кайеркан, один участок пути был неосвещенным, можно споткнуться и получить травму. Я предложил установить наружный светильник прямо на углу подсобного помещения.
– Сейчас на всех предприятиях «Норникеля» внедряют программу «6С». До ваших малообитаемых переделов она не добралась?
– Почему же не добралась? Например, на одной из наших небольших ремонтных баз мы очень старенький верстачок поменяли на два новых, с освещением, мультипанелями, ящичками, в которые все аккуратно разложено. Конечно, хочется, чтобы человек работал с удовольствием, чтобы это приносило ему радость. Сейчас внедрение программы «6С» мы планируем даже на таких отдаленных участках, как станция Алыкель. Я начинал работать именно там и жил в одном из недавно снесенных домов, а сейчас там никто не живет. Наши люди приезжают на эту станцию ежедневно по графику технического обслуживания, и, естественно, чтобы не везти оборудование, требующее ремонта, в Кайеркан, я предложил оборудовать мастерскую прямо на месте. Будем работать там по программе «6С».
– Кроме ваших предложений по улучшению условий труда есть какие-то, связанные с нововведениями в области одежды?
– Я предложил выдавать сигнальные кепки электромонтерам и электромеханикам (по действующим правилам они им не полагались). Это защита от солнца и комаров, а также обеспечение дополнительной безопасности при работе на железнодорожных путях.
– Можете сравнить, чем сегодняшние средства индивидуальной защиты отличаются от тех, в которых вы начинали свою службу на железной дороге в должности электромонтера?
– Наши СИЗ уже несколько лет снабжены светоотражающими полосами. Раньше этого не было. Сейчас очень модернизированная специальная одежда, снабжение стало намного лучше. 25 лет назад, когда я еще только начинал, в зимний период можно было получить полушубок и тулуп на меховой основе. В тулупе сильно не развернешься, тесно, а в полушубке холодно. И одни валенки давали. А сейчас работнику полагается очень много разновидностей одежды: и теплые костюмы «Монблан», и термобелье – вплоть до носков все у нас есть. Из обуви выдают и сапоги на меховой основе, и полуботинки на меху, и валенки остались. Люди на спецодежду не жалуются. Это тоже очень способствует безопасности труда. Последнее, что мы получали, это ледоходы для ходьбы на скользкой поверхности. Мы их испытывали года три назад, писали отчеты, нам они понравились, и их включили в закуп. Их надевают на рабочую обувь, и в них очень комфортно.
– Как вы узнали про конкурс?
– Я знал про него еще с тех пор, как появился стандарт в области охраны труда. А поучаствовать в нем мне посоветовал мой руководитель – как активному участнику по внедрению инициатив, и я решил, что стоит попробовать.
– Каковы были эмоции, когда назвали имя победителя – ваше имя?
– Я думал, что этот конкурс только среди работников нашего Предприятия технологического железнодорожного транспорта, а оказалось – среди всех предприятий компании. У меня даже ноги подкосились, когда мне вручали диплом «Лучший линейный руководитель по охране труда «Норникеля». Очень почетная для меня награда. А денежная премия, которая прилагалась к диплому, оказалась очень кстати, так как я только что вернулся из отпуска. Приехал, а тут такая новость.
– Какие-то другие награды и корпоративные знаки отличия у вас имеются?
– Несколько раз меня награждали почетными грамотами, однажды удостоили звания «Лучший мастер Заполярного филиала», а десять лет назад я стал участником программы «Наш дом». Получил квартиру а Люберцах, в Подмосковье. В 2020 году закончил все выплаты. В этой квартире, которую мне любезно предоставила наша компания, после окончания академии сейчас живет моя дочь. Я был одним из первых участников этой программы, нас отбирали на основе конкурса.
– Вы очень ответственный человек?
– Стараюсь быть ответственным и своих работников к этому приучаю. Чтобы улучшали условия труда, чтобы каждую работу делали безопасно. Жизнь у нас одна. И самим же приятно потом работать, когда все хорошо, когда все модернизировано.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.