Наталья Вострухова – журналист из Латвии. Она никогда не бывала в Норильске, в северном городе несколько лет жила ее мама. Корпункт у Натальи дома, и то, что сейчас называют «удаленкой», для нее дело давно привычное. Выезжать на репортажи, правда, пока нельзя, но взять прямо из дома интервью или сделать информацию – задача несложная.

В выходные Наталья грузит в машину шезлонг и любимого песика Кузю и отправляется куда-нибудь за город, где вокруг ни души. Радостные прыжки Кузи по поляне и бутерброд с горячим чаем на свежем воздухе поднимают настроение. Можно вновь приниматься за дела.
Наталья рассказывает, что происходит в Риге в период охватившей мир пандемии коронавируса. Люди передвигаются по городу по одному, вдвоем или семьей. Есть и злостные нарушители. Один парень, трубивший на всех перекрестках, что коронавирус – это миф, гулявший, где хотел, и не соблюдавший дистанцию, в итоге заплатил штраф 2 тысячи евро за нарушение режима самоизоляции. Наталья не носит маску, потому что среди ее знакомых, к счастью, нет ни одного заболевшего COVID-19.

В столице Латвии закрыты кинотеатры, маленькие специализированные магазины, точечные кафешки и парикмахерские. Остались на плаву кафе, где между столиками возможно соблюдать дистанцию два метра. Работают 25 стоматологических поликлиник. Огромный магазин с очень дорогой бытовой техникой неподалеку от дома Натальи тоже не закрылся. Может быть, потому, что там народу всегда было мало. Открыт и большой магазин типа «Леруа Мерлен», где продают хозяйственные и строительные материалы.
«Как можно весной закрыть такой магазин? – одобряет этот факт журналист из Латвии. – Люди сейчас на дачах, занимаются стройками. Но они хитро придумали: на входе выдают тележку длиной полтора метра, хочешь не хочешь, а дистанция соблюдается. Это мудрое решение».
Пандемия больно ударила по национальной авиакомпании Air Baltic. 700 человек лишились работы, но при этом государство решило поднять уставной капитал компании до 54 млн евро, тем самым давая возможность в дни простоя не умереть ей до конца. Есть чем расплатиться за инфраструктуру и простои самолетов. А 13 мая из Латвии первые лайнеры полетят в страны Скандинавии и Балтии, по рабочим делам, исключительно с пассажирами-командировочными. После этого им надо будет две недели отсидеть дома или сдать сразу анализ на вирус.
Экономисты просчитали, что при существующем положении вещей ВВП Латвии уменьшится на 6–8%, а не на 1,5–2%, как планировалось вначале. Производства в Латвии нет, только сервисные услуги. Порты не работают, потому что русские грузы ушли. Железная дорога каждый месяц теряет 50%, а порты 25–30% доходов.
«Месяц посидели-поболели и поняли, что грядет катастрофа, если не работать, оборота нет, нет объемов, нет продаж, значит, не выжить. И люди стали активно выползать. Это видно по движению автомобилей в городе, – делится наблюдениями Наталья. – Город понемногу оживает, но чрезвычайная ситуация продлена до 12 мая. Наш министр здравоохранения Илзе Винькеле сказала, что в ближайшие четыре недели будут смотреть, прибавляется ли количество заболевших, умерших, и тогда примут решение, открывать потихонечку сферу услуг, выпускать людей в жизнь или нет. Сейчас все по-прежнему – дистанция два метра, маски, перчатки по твоему личному усмотрению. Это в Литве маски нужно носить обязательно, но и там начали давать людям какие-то послабления».
Среди друзей Натальи из Риги есть ее тезка Наталья Снискова, бывшая норильчанка, которая живет в маленьком городке в 30 минутах езды от столицы Латвии. По российским масштабам, это типичный пригород. Вирус подбросил второй Наталье приятный сюрприз в виде хорошего заработка. Когда стали закрывать границы Латвии, все украинцы срочно уехали на родину, и Наталья устроилась на освободившееся место сиделкой-компаньонкой к богатой старушке. Днем древняя бабушка в сопровождении компаньонки совершает многокилометровые прогулки на улице, а по ночам примеряет шубки и туфли из прошлой жизни. Наталье отводится роль зрительницы этого дефиле.
В маленьком городке весело щебечут дети, которых родители ведут из детских садов, жители дружно высаживают огороды на окраинах. Правительство Латвии пообещало, что уж национальный-то праздник Лиго и Янов день в конце июня все точно будут отмечать по-прежнему – весело и большими компаниями.
Вторая Наталья упорно считает вирус чистым мифом, так как при целенаправленном опросе друзей и знакомых: «А у вас есть кто-то заболевший или скончавшийся от коронавируса?» получает ответ: «Нет». Между тем статистика называет свои цифры: в Латвии у более 800 человек тесты показали наличие в организме COVID-19, от этого заболевания умерли 13 человек. Много это или мало? Население страны – около 2 миллионов. Получается, что пока, к счастью, эпидемия охватила не более 0,05 процента людей.
Наталья из маленького латвийского городка жалеет лишь о том, что из-за карантина закрыт путь на любимое подворье православного храма в нескольких километрах от места ее проживания. Подворье основал бывший капитан дальнего плаванья, сейчас православный батюшка и большой подвижник Русской православной церкви.

В этом местечке собираются энтузиасты, а также люди, которые хотят избавиться от алкогольной зависимости. Они дружно выращивают кур, поросят, урожаи овощей, доят коров и собирают из ульев мед. Еще прошлым летом здесь носились и с удовольствием включались в работу дети волонтеров. Мир соскучился по подвижникам, и поддержать хозяйство финансово помогают бизнесмены из Риги. А молоденькая дочь Натальи, играющая на гитаре, нашла здесь мужа – с консерваторским образованием, машиной и квартирой.
Подворье вместе с сыроварением, которое освоила бывшая норильчанка, недоступно для посещения, но православный храм в городке Натальи открыт вполне официально. Правда, сюда запускают не более 50 прихожан и сразу же закрывают ограду. Прихожане носят маски и соблюдают дистанцию два метра. Батюшка, который очень любил целоваться (в Латвии вообще любят целоваться, в том числе начальники с подчиненными), теперь сразу предупреждает: «Не христуемся! Не христуемся!»
«Пока придумывают вакцины, мир стоит Церковью», – уверена Наталья из маленького городка в Латвии.
