Традиционный круглый стол «Артгида», собирающий ведущих экспертов в области культуры и искусства, в этот раз прошел в режиме онлайн. Его темой стал «Культурный фандрайзинг в эпоху коронавируса». Речь шла о новых испытаниях для индустрии и возможностях существования в новых реалиях. Участие в заседании приняла генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева.
Среди участников круглого стола – сооснователь агентства культурного фандрайзинга VCA (v confession agency) Юлия Чернова, генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева, директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов и другие.
Оксана Орачева рассказала о том, как Фонд Потанина поддерживает культурные проекты и общественные организации и о том, что можно ожидать в будущем.
«В настоящий момент все сконцентрировано вокруг ситуации с коронавирусом, но когда эта ситуация закончится, жизнь снова станет более многообразной, – отметила Оксана Орачева. – Кроме того, чтобы реагировать на то, что происходит здесь и сейчас, мы должны уже сегодня начинать думать, каким образом мы будем выходить из этой ситуации и как культура может не только помочь самой себе, но и поддержать другие сферы. Наш учредитель Владимир Потанин принял решение выделить дополнительно один миллиард рублей в качестве поддержки тем организациям, которые работают непосредственно с социально уязвимыми группами. Также мы запустили конкурс «Общее дело», одна из его номинаций должна помочь в перестройке учреждений культуры, которые не могут оперативно предложить онлайн-версию своей деятельности. Я надеюсь, что эта инициатива позволит каким-то проектам не только пережить самый сложный этап кризиса, но и выйти после него на новый уровень».
Среди обсуждаемых тем – финансирование культуры и фандрайзинг (сбор пожертвований). Юлия Чернова отметила серьезный отток средств из сферы культуры, хотя ряд компаний по-прежнему остаются верными сотрудничеству.
«Есть и еще один инструмент поддержки культуры, в который я очень верю, хотя он абсолютно недооценен в нашей стране. Это individual giving (индивидуальная поддержка). У нас уже есть целая плеяда крупных меценатов вроде Владимира Потанина, но частью культуры individual giving является и поддержка со стороны обычных, не супербогатых людей».
По мнению Юлии Черновой, сами организации культуры должны быть больше заинтересованы в развитии индивидуальной поддержки, предоставляя возможность добровольным жертвователям из среды «обычных» людей перечислять средства на поддержку любимого музея или другой организации.
Антон Белов поделился ситуацией, складывающейся с финансированием у Музея современного искусства «Гараж». Он отметил, что доходы от благотворителей падают и их явно не хватает.
«Да, нам приходится резать расходы ввиду падения доходов. Но мы не должны забывать, что культура более устойчива к кризисам, потому что работает с вечностью. Можно сколько угодно говорить про переход в онлайн, но все понимают, что после того, как люди выдохнут, они все равно захотят пойти на концерт или в музей. И проект «Культурный проездной», и действия Фонда Потанина показывают, что даже в такое сложное время люди готовы нас поддерживать, потому что они заинтересованы в сохранении того, к чему привыкли и что ценят».