Проект «Школа краеведа», созданный Красноярской региональной общественной организацией «Клуб исследователей Таймыра» (КИТ), дважды получал финансовую поддержку программы «Мир новых возможностей» компании «Норникель» и уже третий раз подряд стал грантополучателем президентского фонда развития гражданских инициатив в РФ.
Это первый случай такого финансирования в истории фонда, утверждает руководитель проекта Станислав Стрючков. Да и подобных школ в стране еще не было. В ней учат смотреть на город, в котором, кажется, все знаешь, глазами любознательного исследователя и видеть Норильск, не каждому открытый. Задача проекта – сохранить существующие и получить новые знания об освоении и развитии Норильска и Таймыра, а также передать эти знания всем, кто интересуется историей своего места.

В пятом образовательном сезоне в проект «Школа краеведа» записались почти 200 человек. 65 из них собрались в минувшее воскресенье в городском музее на первую встречу нового учебного года. Как рассказал Станислав, программа будет состоять не из трех, как раньше, а из пяти лекций о важнейших событиях в «биографии» Норильска.
«В программе будет представлена не только полная история города и комбината в хронологическом порядке, но и максимально подробно раскрыты некоторые факты, – уточнил руководитель проекта. – Как обычно, лекционная часть будет сопровождаться иллюстрациями, документами и видеоматериалами. Наши занятия – это всегда небольшое шоу локальной истории, проходящее в атмосфере живого общения с залом».

В лекционной части предложено участвовать и выпускникам школы прошлых лет, защитившим дипломные работы. Слушатели узнают и о технологии производства некоторых видов продукции комбината, о промышленном и гражданском строительстве в Норильске, о том, какие птицы и звери водятся на Таймыре.
Обновится и программа летнего полевого сезона. Клуб исследователей Таймыра вместе с партнерами из Федерации альпинизма и скалолазания, клуба «Православный Север» и другими организациями разрабатывает несколько новых маршрутов. Их сначала пройдут малым составом, чтобы определить проходимость окрестных дорог для краеведов-новичков. Если понадобится, говорит Станислав Стрючков, сделают корректировку маршрута, чтобы в поход могли отправиться все желающие. А таких людей обычно бывает больше, чем списочный состав школы краеведа. К слову, до нового года еще можно написать заявление на участие в проекте, заполнить анкету, чтобы в дальнейшем присоединиться к обучающему курсу.

Первая лекция в новом учебном году называлась «Норильск 1742–1935». В течение почти двух часов слушатели «переворачивали» страницы истории Норильска и Таймыра до начала строительства горно-металлургического комбината. Многие раньше не знали, что первыми оседлыми жителями Таймыра были русские и чем занимались волочане, не догадывались, для чего ставили отъезжие избы и что произошло на нашей территории в 1742 году.
Некоторые пояснения со слов лектора Ларисы Стрючковой сделаем и мы. Считается, что жизнь любого поселения начинается с первого письменного свидетельства о нем. О станке Норильское такое упоминание появилось в 1742 году, сделал его Харитон Лаптев во время Великой Северной экспедиции. Но информация об этой записи стала известна только в 1980-х годах. На российских картах слова «станок Норильское» появились в 1884 году. То есть Норильск существовал задолго до начала строительства горно-металлургического комбината в 1935 году и еще дольше – до присвоения ему статуса города в 1953-м.

Как сказала Лариса Стрючкова, история Норильска мифологизирована дважды: советской властью (до ее прихода на территорию здесь ничего не было) и в девяностые годы прошлого века, когда в стране искали духовные скрепы и отрицали все советское. Краеведы, в частности, члены Клуба исследователей Таймыра, почти за три десятилетия изучения архивных материалов, письменных свидетельств, проведения поисковых и научных экспедиций, в которых были обнаружены артефакты, подтверждающие те или иные догадки краеведов, сформировали определенные исторические ряды.
Так, археологи, с которыми сотрудничает КИТ, обнаружили в районе Норильска предметы, относящиеся к XIX веку. Признаков XVIII века не было найдено, но, как говорит Лариса Стрючкова, если бы проводились полноценные раскопки, а не ознакомительные – нашли бы и такие предметы. Сколько бы ни было лет Норильску на самом деле, важно не это (хотя более точную дату рождения краеведы все же надеются установить), а просветительская работа. Важно, чтобы норильчане знали: люди жили здесь и до начала строительства комбината, и до прихода геологов, тогда у них, возможно, поменяется мировоззрение временщиков.

К слову, увлекательный рассказ о том, как начинали строить Норильский комбинат в 1929–1932 годах силами главка «Союззолота», о первых директорах градообразующего предприятия, тоже был. Как и об архивных находках последних лет, в том числе сделанных благодаря командировкам проекта «Школа краеведа».
Следующая лекция образовательного курса будет посвящена советскому периоду развития Норильска – до перестройки и акционирования комбината.