Нэша – так зовут белую сову, которую норильская семья нашла в пределах заполярного города. У птицы, занесенной в Красную книгу, перебито крыло. Жить в дикой природе она пока не в состоянии. Сердобольные горожане взялись выходить красавицу-подранка.
Все началось с того, что молодой норильчанин ехал с ночной рабочей смены и поднял на дороге раненую взрослую сову. После долгих мытарств, «куда бы ее пристроить», птицу на реабилитацию взял Геннадий Полторыхин, живущий в частном доме на берегу реки Норилки. Став, по сути, жителем тундры, Геннадий по максимуму приспособился к ней: постоянно выхаживает тундровых птиц и животных, попавших в беду, берет на реабилитацию четвероногих или крылатых подкидышей от городских жителей. Вот недавно, например, пустельгу (птица семейства соколиных) после длительной реабилитации на волю выпустил.
Когда-то в офисном здании заповедника «Путоранский» (его долгие годы возглавлял биолог-охотовед Владимир Ларин), на ул. Комсомольской, 1, находился приют для птиц и животных. Кого там только ни выхаживали, даже овцебычка – его мамку загрызла стая волков, а сам он чудом спасся благодаря людям. Сейчас сотрудники заповедника работают в помещении, не приспособленном для реабилитации пернатых и хвостатых. Ветлечебница в нашем последнем случае с совой помогла советом, бесплатно осмотрев птицу.
Попав к Айболиту Полторыхину, эта красавица, символ Заполярного Севера, поправится и встанет на крыло. Во всяком случае все на это надеются, и прежде всего сам Геннадий и сотрудница музея Екатерина Каверина, ученица того самого Ларина, знатока заповедной таймырской природы, помогавшая в операции по спасению Нэши. Это она привезла птицу из города на ранчо Полторыхина.
Гена Полторыхин – известный в городе человек, фотохудожник, режиссер, блогер, почти 10 лет назад он осознанно выбрал для себя жизнь «вне системы» за пределами города: живет почти отшельником в избушке на правом берегу Норилки, разводит собак, кур, канареек, пытается создать на Таймыре Федерацию ездового спорта.
У Полторыхина «в подчинении» более 50 хаски и собак других пород. К нему приезжают учиться езде на собачьих упряжках те, кому это интересно. Открыть собственное дело пока не очень получается. Оказавшись один на один с государством и природой, большую часть жизни он все же посвящает второму, хотя и обитает недалеко от цивилизации – от Норильска 20 минут езды на автобусе и еще столько же пешком.
Подранки в тундре ему попадаются чаще, чем хотелось бы. Ежегодно Геннадий выхаживает у себя в избе одну-две совы, по нескольку чаек, птиц соколиного рода и т.д.
В этот раз он определил, что возраст этой девочки приблизительно 1,5 года. Кормят ее куропаткой, грызунами, олениной – помогают друзья-волонтеры из Дудинки. Но девочка плохо ест, сетует Гена. Ежедневно он обрабатывает рану, ставит Нэше уколы – благо птице с огнестрельным ранением крыла ветеринары безвозмездно выдали антибиотики. Один курс уже закончился, надо приобретать еще: «плохенькая она еще, хворая…»
«Ежегодно в окрестностях Норильска стреляют не меньше пяти белых сов, в основном не со зла, а по охотничьей глупости. Стреляют во все, что движется. Конкретно в сов целятся, приняв их за стаю куропаток, хотя по размеру они не схожи. Выходить пернатых трудно, в лучшем случае получается выпустить в природу одну-две. Если птицу ранили и у нее раздроблены кости, вероятность гибели почти сто процентов. В данном случае, будем молиться, чтобы Нэша выжила. Кости вроде бы не задеты», – говорит Геннадий.
А еще он выражает огромную благодарность всем, кто в той или иной степени помогает животным, нуждающимся в помощи, и не устает повторять, что в Норильске необходимы нормальный приют и комплексный подход к проблеме выхаживания.