Конкурс защиты научно-исследовательских работ имени Петра Мантейфеля – один из трех этапов месячника естественно-научной направленности, который каждую осень проходит на станции юных техников. Участие в нем приняли школьники 6–11-х классов. Свои работы конкурсанты защитили перед экспертным жюри.
По регламенту на выступление ребятам выделялось по пять минут, еще две – на дополнительные вопросы от приглашенных экспертов. Оценивали старания юных исследователей специалисты из Института сельского хозяйства и экологии Арктики и Объединенной дирекции заповедников Таймыра. Работы конкурсантов жюри оценивало по нескольким аспектам: четко сформулированная цель, соответствующая теме; актуальность; исследовательская часть и вывод. Причем, как отмечают специалисты СЮТа, всегда видно, когда ребенок делал работу сам, а когда нет.
В общей сложности на конкурсе выступили 16 школьников. Темы были самые разные, от влияния микроволновой печи на воду, до воздействия моющих средств на кожу рук. А вот семиклассница из четвертой гимназии Людмила Яшина решила окунуться в область медицины. Тема ее работы – «Изучение остроты зрения у учащихся 7 «А» класса гимназии №4 и причин его снижения».
«Свою работу я готовила в течение месяца. Эту тему выбрала, потому что, когда вырасту, хочу связать свою жизнь с медициной. У меня и мама сейчас работает медсестрой в поликлинике. Я считаю, что это интересно», – рассказывает Людмила Яшина.
Так как работа должна быть исследовательской, школьница провела собственный эксперимент. Распечатала таблицу Сивцева и попросила десять своих одноклассников на расстоянии двух метров попробовать распознать буквы. В итоге оказалось, что хорошим зрением обладают только восемь испытуемых. В ходе опроса ребят со сниженным зрением Людмила выяснила, что причина кроется в наследственности, злоупотреблении компьютерными играми и недосыпании. А вот улучшить зрение, по мнению юной исследовательницы, поможет спорт, сон не менее восьми часов и различные упражнения для глаз.
Главная цель городского конкурса защиты научно-исследовательских работ имени П.А. Мантейфеля – выявить детей, склонных к исследовательской работе. Научить их понимать и анализировать.
«В дальнейшем работы-победители мы рекомендуем отправлять на Всероссийский конкурс «Малая академия наук» в город Обнинск, – рассказывает руководитель методического объединения естественно-научной направленности станции юных техников Юлия Ромашкина. – А следующий и самый престижный этап – Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского с международным участием, который пройдет в Москве. В прошлом году работа наших школьников про снежный покров Норильска на этом конкурсе заняла первое место», – с гордостью отмечает Юлия Ромашкина.
Победителей городского конкурса имени П.А. Мантейфеля объявят 30 октября. Тогда же на станции юных техников состоится торжественное закрытие месячника естественно-научной направленности. Лучшие участники всех трех этапов получат грамоты и подарки.