Участники этого этапа экспедиции продолжат исследования перспективного маршрута железной дороги в Ямало-Ненецком автономном округе и на севере Красноярского края в направлении Коротчаево – Игарка – Норильск, начатые в марте 2019 года, сообщается на сайте РГО.
«Мертвая дорога», «Дорога в никуда» – так называют трассу железной дороги Чум – Салехард – Игарка, которая строилась под ведомством МВД СССР. Строительство железной дороги на участке Коротчаево – Игарка – Норильск «№ 503» началось в 1949 году. По плану, железнодорожное полотно должно было пересечь реки Пур, Таз, Турухан и Енисей, подняться на север до Игарки и оттуда до Норильска. После смерти Иосифа Сталина в 1953 году строительство остановили, а построенные участки железной дороги забросили.
Незавершенная стройка стала своеобразным памятником жертвам сталинских репрессий. В 2018 году исполнилось 65 лет, как строительство сталинской железной дороги было прекращено. В этом году о стройке заговорили снова.
Весной прошел рекогносцировочный этап экспедиции на Север. Специалисты РГО, Экспедиционного центра Минобороны России, Российского университета транспорта, Военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных сил России, Сибирского экспедиционного центра и Российского центра освоения Арктики пришли к заключению, что продолжить построить железную дорогу в арктических широтах можно, но нужно провести ряд детальных исследований.
В ходе полевых работ участники нынешней экспедиции установят посты геотермического мониторинга для сбора данных об изменении температур грунта вдоль трассы на разных глубинах, оценят изменения ландшафта, определят и нанесут на электронную карту характерные точки маршрутов. Полученные в ходе экспедиции данные лягут в основу рекомендаций о вариантах и способах строительства перспективной железнодорожной магистрали.
Проект трансполярного железнодорожного коридора вновь обретает актуальность в наши дни. Магистраль до Норильска может стать продолжением проекта Северного широтного хода, который пройдет от станции Обская до станции Коротчаево, сообщается на сайте РГО.
Развитие железнодорожных линий в этом направлении позволит связать с Большой землей населенные пункты и центры месторождений углеводородного сырья, расположенные на севере Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края. Кроме того, продление железнодорожного пути обеспечит возможность круглогодичных наземных подходов к портам Дудинка и Игарка, которые выполняют роль перевалочных пунктов на трассе Северного морского пути, и к Норильскому промышленному району.