Первая ферма арктических быков появится в поселке Волочанка. Инициатором проекта стал член семейно-родовой общины коренных малочисленных народов «Хаски-Тыал», директор поселковой школы Денис Теребихин. Идею эту поддержало научное сообщество.
Вопрос создания фермы овцебыков в Волочанке обсуждался на различных уровнях. Так, ученые из РАН подтвердили, что животное, обитающее в Арктике, вполне сможет прижиться и на юге Таймыра. Вышли инициаторы идеи и на краевое правительство, согласование там проходит. А в октябре «Ферму арктических быков» будут обсуждать на международной конференции ECO-RUSSIA в Сочи, которая пройдет на «Розе Хутор».

Один из плюсов создания фермы – у жителей Волочанки появятся новые рабочие места. Сейчас у Теребихина есть небольшое производство по обработке ворса северного оленя, но подшерсток овцебыков – материал куда более привлекательнее в плане теплообмена. И изделия из него быстро найдут своего потребителя.
А вообще, судьбой мускусного быка в дикой природе пора заняться основательно. В Объединенной дирекции заповедников Таймыра переживают, что этих мохнатых исполинов может постигнуть участь диких северных оленей. В последнее время численность семейства полорогих значительно сократилась.

Немного истории: мускусный бык, или овцебык, – древний обитатель северных широт, уникальный и ценный зверь. В процессе эволюции он хорошо адаптировался к жестким условиям арктической среды, может жить там, где очень скудные корма. До наших дней этот вид сохранился только в районах Канады и Гренландии. На большей части европейского и азиатского Севера он вымер вместе с мамонтом 80–90 тысяч лет тому назад. На севере Таймырского полуострова последние особи овцебыка жили 3 тысячи лет назад.
Возродить эту популяцию на нашей территории зоологи и геоботаники решили в 1974 году. Тогда для разведения из Канады на Таймыр привезли несколько десятков особей. Их разместили в районе реки Бикада. Сначала животных держали в вольерах общей площадью 2,5 тысячи гектаров. В ходе акклиматизации часть мускусных быков погибла. Но даже тем, кто адаптировался, отведенной местности стало не хватать, и животные начали осваивать другие территории. И постепенно подходить к населенным пунктам. А там уже на них объявили охоту браконьеры. Конечно, овцебык – промысловое животное, и на его отстрел даже дают разрешения. Однако главный научный сотрудник «Заповедников Таймыра», доктор биологических наук Леонид Колпащиков считает это неправильным.

«Пока нужно оставить эту популяцию в покое. Промысловой численности – это 10–20 тысяч особей – она не достигла. О таких цифрах можно будет говорить только через 15 лет. А пока же, по данным исследования двухлетней давности, на территории площадью более 30 тысяч квадратных метров удалось насчитать всего 2000 особей. По 5–10 голов в стаде. Тогда как в 90-х годах одно стадо достигало 30–40 овцебыков», – пояснил Колпащиков.
По сравнению с тем же периодом снизилась и продуктивность этих животных. На одну самку приходится 0,3 теленка. Хотя обычно рождаемость у этого вида на высоком уровне. Ученые уверены, что дело не в недостатке корма. Пастбищ овцебыкам хватает. Да и с диким оленем за еду они не конкурируют – специфика их питания различна. Так что основным фактором, сдерживающим увеличение популяции, специалисты считают браконьерство. Большой популярностью у людей пользуется трофейная охота. Кроме того, с промысловой точки зрения у овцебыков очень хороший гивиот – мягкий и теплый подшерсток, а мясо пригодно в пищу. Специалисты «Заповедников» уверяют: если сейчас не заняться данной проблемой, то уникальный биологический ресурс на Таймыре будет потерян.
Кстати, сами ученые заповедника как-то уже задумывались о создании фермы овцебыков. Это произошло в мае 2006 года, когда месячного овцебычка, оставшегося без матери, привезли на норильскую базу заповедника. Малыша назвали Гришка. Он быстро стал любимцем публики, подружился с местным псом Тайсоном, впоследствии, возможно, это его и погубило. Гришка стал настолько популярным, что для него даже завели страничку в «Твиттере».
Основать ферму тогда так и не решились, и в 2007-м подросшего бычка перевезли в заповедник «Путоранский» на озере Кета. Предполагалось, что овцебычок вернется в живую природу. Гришка должен был стать родоначальником новой династии. Однако случилась беда. На Гришку напали волки и задрали его. Скорее всего, бычок, памятуя дружбу с Тайсоном, принял их за собак. Как бы там ни было, с одним волком он еще бы справился, а вот противостоять выводку – не получилось.

С тех пор вопрос о разведении овцебыков в домашних условиях, может быть, и витал в чьих-то умах, но до реального воплощения дело не доходило. И вот с конкретным предложением выступил житель поселка Волочанка. Денис Теребихин уверен: у него все получится.
Начинания Дениса активно решили поддержать и сотрудники «Заповедников». В адрес краевого правительства они направили письмо с подробным обоснованием эффективности домашних ферм овцебыков.
По раскладке ученых, это выгодно. Во-первых, при полувольном содержании одомашненные животные способны круглый год жить под открытым небом на подножных кормах. Во-вторых, это мясо, шерсть и кожевенное сырье, которое даст рабочие места. В-третьих, с первых лет существования ферма может быть вполне рентабельной, несмотря на то что основной продукцией являлся исключительно пух овцебыка. Получают его в период линьки. С взрослого животного начесывают до 2,5 килограмма пуха за раз. Один килограмм необработанного пуха (qiviut) на мировом рынке стоит в современных ценах 330–385 долларов США.
Содержание овцебыков на фермах или их полувольное разведение с целью прижизненного получения товарной продукции (ценного пуха) может стать одним из перспективных направлений животноводства для коренных жителей на Енисейском Севере, считают ученые. Кроме того, создание ферм для содержания овцебыков может частично решить проблему трудозанятости более 300 человек из числа коренных малочисленных народов при условии создания в регионе 25–30 ферм.

Первой ласточкой в этом вопросе может стать ферма Дениса Теребихина. По его замыслу, она решит несколько задач: и сохранение вида, и рабочие места селянам, и развитие туризма.
Основатель фермы уверен: найдется немало людей, которым захочется вживую увидеть исполинов – современников мамонтов.