#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Проблема отношения к братьям меньшим сегодня в городе достигла такого объема, что игнорировать ее просто нельзя. На встрече с журналистами зоозащитники рассказали, какие меры возможно принять на разных уровнях общества для снижения числа прискорбных случаев.
Одной из проблем сегодня является то, что сложно доказать жестокое обращение с собакой или кошкой, а также изъять животное у нерадивого хозяина: это его собственность. Однако даже когда получается, владельца не всегда ждут санкции: нет доказательств для административного взыскания. Да и сами штрафы невелики.
В «Бытовике» говорят, что не каждый случай становится резонансным. Но их в принципе немало.
«К нам приводят травмированных животных, часто обращаются хозяева, которые сами своим бездействием довели животное до печального исхода. Единой статистики у нас нет, для нас это рядовая работа», – поделилась Марина Еремина, директор приюта «Бытовик».

Некоторые норильчане известны тем, что на время отпуска выгоняют питомцев на улицу. В «Бытовике» говорят, что число безнадзорных животных за последний год снизилось, но их все равно большое количество – через приют проходят не менее тысячи животных в год. Усилил проблему и менталитет многих приезжающих в город людей: те, кто родом из деревень, привыкли к более простому обращению с питомцами и вовсе не считают, что выбросить их на улицу – проблема. Находятся и те, кто отдает кошку или собаку в «Бытовик» на время отпуска, а вернувшись, берет другое животное. Главная беда – в последних семьях, как правило, растут дети, которые впитывают такой образ жизни и отношение к братьям нашим меньшим.
«Подросток 15 лет говорит, что дома жили пять собак. А как это возможно при сроке жизни одной собаки 10–15 лет?» – отмечает Марина Еремина.
Она призывает если уж не самих нерадивых хозяев, то их соседей быть более чуткими:
«Мы видим своих соседей, знаем, кто с какой собакой гуляет, нередко – у кого какая кошка. Вы увидели брошенное животное, позвоните нам и сообщите, чье оно. А у нас же принято возмущаться в соцсетях. Поймите: у нас не материк, чтобы собака или кошка пришла с соседнего района. Все примеры безнадзорных животных в нашем, закрытом городе – дело рук норильчан».
Не менее насущная проблема – выгул собак без поводка и намордника, а также собачьи фекалии на детских площадках, в скверах.

«У наших людей не принято убирать за собакой. Видимо, люди не знают, что собачьи фекалии могут быть заражены токсокарозом, и в высохшем виде они развеиваются с ветром и могут вызывать у детей аллергию. В редких случаях вплоть до слепоты», – отмечает Марина Еремина.
Представители городских властей поддерживают: чистота – дело каждого.
«В правилах благоустройства зафиксировано, как должны вести себя граждане по отношению к общему имуществу, но полностью проконтролировать это ни мы, ни полиция не можем. Надеемся на сознательность людей. Пока, к сожалению, культура содержания животных в Норильске страдает. А можно было бы брать пример с городов, где люди не считают зазорным убрать за своей собакой на улице», – считает Владимир Царев, заместитель директора управления экологии и комплексного содержания территорий администрации Норильска.

Все эти проблемы – в большей степени зоосадизм, в меньшей – плохой уход за животными – результат неверного воспитания самих владельцев питомцев, считают специалисты.
Елена Алексеева, клинический психолог, рассказывает, что неправильный уход за собакой или кошкой, способность выбросить их из дома говорят о том, что люди не понимают всей ответственности, которая ложится на них, когда они берут питомца:
«Чтобы получить травматический пистолет, мы сдаем экзамены, проходим медобследование. Но травмат не считается серьезным оружием. Зато когда люди берут собаку – особенно крупную или бойцовской породы, – они не проходят обследование, в том числе медицинское. Нет и учета, чья это собака. С кого спросить?»

Она же рассказывает, что у зоосадизма более глубокие корни, и за этим фактором следует следить с раннего детства ребенка:
«Если у ребенка старше двух лет замечается зоосадизм, это повод для родителя насторожиться и обратиться к специалисту. До двух лет ребенок может не понимать, что живому существу больно. Но опять же – родителям нужно и в этом возрасте говорить, что кошке или собаке неприятно. Если не обращать на это внимания или еще хуже – поощрять такое поведение, оно закрепится. Хочу подчеркнуть: если заметили у ребенка случай зоосадизма, не бойтесь обращаться к врачу-психиатру или психологу. Это может предотвратить многие проблемы в его жизни в будущем. Ведь жестокость имеет свойство расширяться. Сегодня он мучает кошку, завтра буллит одноклассника, потом грубит учителям, а потом – родителям и уходит из дома. Нередко такие люди во взрослом возрасте попадают в поле зрения правоохранительных органов».
По словам психолога, существует так называемая триада Макдональда. Это сформулированный Джоном Макдональдом в 1963 году в статье «Угроза убийства» набор из трех поведенческих характеристик – зоосадизм, пиромания и энурез, который он связал с предрасположенностью к совершению особо жестоких преступлений.
Поднятая проблема отношения к животным – комплексная, единодушны специалисты. По их мнению, можно принять ряд мер, которые помогут решить ее как на законодательном, так и на общественном и даже личном уровне. К примеру, ввести закон об обязательной постановке домашних животных на учет, возможно, обязать потенциальных держателей питомцев проходить предварительное обучение, не помешают и действительно внушительные штрафы за нарушения (избиение, неправильное содержание). Также важно зафиксировать законодательно точное определение жестокого обращения и способов доказательства этого факта. Потому что сегодня фото или видео может быть недостаточно. А главное, быть участливыми самим – как соседи и как владельцы собственных животных. Важно, что в семье дети перенимают систему ценностей современных взрослых.
Ранее «Северный город» писал о том, что в Городском озере Норильска обнаружили водную черепашку.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.