#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Напомним, в начале марта сообщения о разливе технической воды на дороге Норильск – Алыкель, которая не замерзает при 40-градусных морозах, появились в одном из телеграм-каналов Норильска. Тогда же стало известно, что она имеет естественное происхождение и не представляет опасности для окружающей среды.
По информации канала, с конца января 2025 года в районе 20-го километра автодороги в аэропорт разлилась парящая вода. В сильные морозы она не замерзала, так что местные предположили, что причина разлива – техногенное воздействие и сброс промышленных вод. Однако, как отметил Али Керимов, директор Арктического научно-исследовательского института геотехнической безопасности имени М.В. Кима, вода разлилась из-за природных климатических особенностей. Среднегодовые температуры в Арктической зоне растут, вместе с ними увеличиваются и глубины сезонного оттаивания грунта, а обильные осадки летом перенасыщают грунты водой.
«Норникель» организовал и провел комплексную проверку с производственными, экологическими и гидротехническими службами. Как рассказал Станислав Селезнев, вице-президент по экологии и промышленной безопасности «Норникеля», компания работала в двух направлениях: устанавливая источник разлива и купируя дальнейшее затопление трассы и прилегающих участков:

«Мы провели изыскания, раскопав течение воды на большом протяжении, и дошли до источника. Хочу сразу отметить: ни одного работающего объекта «Норникеля» поблизости нет – только карьер «Кайерканский» в четырех километрах. «Надежда» еще дальше, к тому же по рельефу она расположена ниже. Характерно было и то, что вода по химическому составу соответствовала обычной сточной талой воде, какая бывает в тундре по весне. В ней отсутствуют промышленные маркеры – об этом говорят лабораторные исследования. Единственный параметр, по которому вода немного выходит за пределы нормативов, – количество взвесей. То есть вода не столь чистая, как питьевая из крана. Но не техническая».
Он пояснил, что вода не замерзала в морозы по двум причинам: наличие давления (пример – горные реки, текущие даже зимой), а также большая снежная подушка, под которой она проходила на основном своем протяжении.
Как показали обследования, источником поступления воды стал карьер, в котором с 1983 по 2010 год добывали известняк и доломит. В 2010-м здесь прекратили добычу, тремя годами позже сдали лицензию на промработы, в 2014-м сделали проект на ликвидацию карьера, документ прошел все согласования.
«Это обычная практика по стране – нередко вокруг таких водоемов устраивают пляжи. На этом карьере демонтировали все производственное оборудование. Карьер ликвидировали, сняв в 2015 году с регистрации как опасный производственный объект. Иными словами, с этого года он стал простым водным объектом. Почему же произошел выход воды? По проекту было рассчитано накопление талых вод и дождей под сформированные борты. Но в последние десять лет мы наблюдаем существенные изменения климата: стало больше осадков, происходят резкие колебания температуры, налицо общее потепление климата, и накопление карьера шло быстрее, чем планировалось. Кроме того, важно, какой сам борт: насыпной, достаточно рыхлый и содержащий в себе влагу. А карьер, замечу, глубокий – до 80 метров, представьте сдерживаемый бортом объем воды. В итоге, когда сверху водоем покрылся льдом, произошло давление на воду снизу, которая и просочилась через борт, вылившись наружу».
Чтобы остановить разлив, работа ведется круглосуточно: вначале экскаваторы раскопали весь ее путь до источника, выкопали зумпф, установили на постоянное дежурство пожарные машины, которые насосами перекачивают воду из зумпфа обратно в карьер. Если изначально поток воды оценивался в 300 м3 в час, то сегодня количество протекающей воды больше похоже на ручей, говорят в «Норникеле».

«Спасибо нашим пожарным, которые работали при любой погоде. Вода в рукавах замерзала, они отвозили их отогреваться, везли на место новую партию рукавов, и так продолжалось, пока не снизили уровень воды до минимального. Дежурная пожарная машина стоит на месте и сегодня, понемногу продолжая перекачивать воду», – пояснил Станислав Селезнев.
Но самое интересное – что делать теперь с этим водным источником, чтобы он не преподнес сюрпризы в следующем году? Сначала важно дождаться теплой погоды и таяния снега, говорят специалисты, а дальше возможно два пути. Первый – если позволит рельеф, выпустить ее по направлению к естественным водным объектам. Если рельеф не предполагает логичного спуска к ним, придется прокладывать временный трубопровод до кайерканского карьера, куда будет направлена вода. Затем предстоит понизить борта карьера-водоема, чтобы избыточно накапливаемая влага выходила естественным образом и равномерно – так, как это происходит в реках и озерах. Любой вариант предполагает разработку проекта и согласования в соответствующих госорганах, так что работа потребует времени. Однако в компании рассчитывают поставить точку в вопросе не позднее окончания 2025 года.
Ранее «Северный город» писал о том, что разработана концептуальная модель «зеленого» арктического города.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.