#НОРИЛЬСК. «Северный город» – К юбилею Победы в Великой Отечественной войне медиакомпания «Северный город» запустила масштабный проект «Норильские судьбы Победы». Поделиться историей своих родных людей, служивших в годы Великой Отечественной в рядах Красной армии или работавших в тылу, может любой житель города. Мы публикуем короткие рассказы о ветеранах, а также обзор опубликованных историй. Каждый месяц выходит развернутый репортаж о герое одной из опубликованных историй.
В этот раз о своем дедушке и прадедушке рассказали внучка Наталья и правнук Егор Зорины.
«Для нас с Егором память о нашем герое ценна тем, что мы застали в живых непосредственного участника тех великих и трагических событий. Это моя бабушка и прабабушка Егора – Зорина Пелагея (Полина) Ивановна», – говорит Наталья Зорина.
Наш диалог поддерживает семиклассник Егор.
«Общение с прабабушкой важно для меня. Интересно было узнать о том, как жилось во время войны, как люди справлялись с трудностями, как потом налаживали быт, как прабабушка встретилась с прадедушкой», – добавляет Егор.

Одна из фотографий была сделана сразу после свадьбы, в 1946 году. Рассматривание молодых и красивых мужчины и женщины стало началом трогательной и романтической истории о любви, которая родилась практически на руинах.
«В 1946 году дедушку мобилизовали. Добавлю, что он прошел через всю войну, которая для него началась в 1940 году и завершилась под Кенигсбергом. Поезд, на котором возвращался на родину дедушка, остановился на станции Гавриловка, где жила моя бабушка Пелагея. Солдаты бросали из своих теплушек записки с именами, а местные девчонки их подбирали, набирали буквально полные горсти. Одна из записочек долго кружилась в воздухе и упала прямо под ноги бабушке. Подружка Шурка подбежала, чтобы схватить эту записку, а бабушка ее хвать костылем и говорит: «У тебя вон сколько, а это моя». Развернула ее и прочитала: «Зорин Иван Дмитриевич», – рассказывает внучка ветеранов.

Детство под фашистами
Той счастливой записке предшествовало трагическое событие, которое произошло с 14-летней девочкой Пелагеей. Когда она рыла окопы, рядом взорвался немецкий снаряд, и ей оторвало ногу. Одноклассник Микола донес раненую подругу на руках до избы, где в это время квартировали немцы, а бабушка и мама Пелагеи жили в хлеву.
«В их доме жил немец-хирург, который сказал, что Павле (так Полину/Пелагею называли гитлеровцы) нужно срочно резать ногу, иначе будет заражение крови. Бабушка в слезы. Не хотела, чтобы Павлу резали, но врач убедил ее. Ногу прооперировал и пообещал, что после войны вернется, заберет Павлу в Германию, где ей сделают протез, и она будет бегать как на своей ноге. Чтобы Пелагея после серьезной кровопотери быстрее восстанавливалась, влюбленный в нее Микола добыл где-то банку меда. И ведь помогло! Полина на костылях бегала резво, ничуть не хуже своих здоровых подружек.

Бабушка была очень симпатичной, а кроме этого, еще и бойкой. Она не раз признавалась в том, что не знает, откуда в ней было столько смелости, чтобы возражать немцам. Рассказывала, что немцы заставляли готовить им еду, а потом мыть котелки. А она торговалась с ними: «Дашь хлеба, тогда помою котелок». Немцы смеялись и давали хлеб, а иногда и шоколадкой угощали. Один из немцев часто к ней подходил, гладил по голове и говорил: «У меня дочка такая же осталась». Став взрослой, она признавалась, что ее смелость была от отчаяния. Детей в деревне было много, и все хотели кушать», – вспоминает Наталья.
Тот военный год был урожайным на кукурузу, и женская половина села делала из нее лепешки. Однажды в зарослях кукурузы нашли двух партизан, и Пелагея по ночам тайком носила им еду, в том числе и кукурузные лепешки.
«Еще бабушка рассказывала, как они вместе с мамой умудрились спрятать от пришедших в деревню немцев в подполе корову. Надо добавить, что отца Пелагеи с первых дней войны призвали на фронт, а она была единственным ребенком в семье, тогда как другие деревенские семьи были многодетными. Немцы, оккупировавшие деревню, подчистую забирали всю живность и продукты. Молоком спасенной коровы кормились многие ребятишки», – добавляет Наталья Зорина.

Долгожданная встреча и скорая разлука
«Пелагея написала письмо бойцу Зорину Ивану Дмитриевичу, но утаила, что у нее нет ноги. Он ответил и в одном из писем написал: «Я приеду за тобой. Ты мне понравилась». Бабушка красавицей была. И ведь приехал из своей Орловской губернии в ее украинское село Гавриловка. Бабушке тогда только-только исполнилось 18 лет, и она очень переживала, как красавец сержант отреагирует на ее увечье. Но когда в дом зашел высокий статный Иван, увидел Пелагею и… все сложилось. Любовь на всю жизнь. Дедушка прожил недолго. Умер в 1951 году от туберкулеза. Организм не справился с испытаниями и голодом. Друг детства Микола любил бабушку всю жизнь. После смерти деда приходил к ней свататься. Но бабушка отказала ему, а он продолжал ее любить. Второй раз замуж бабушка не вышла», – пояснила внучка ветеранов.
Бабушкины рассказы подтолкнули внучку и правнука узнать больше о боевом пути своего деда и прадеда.
История героев
На одной из семейных фотографий запечатлен Иван со своим другом-однополчанином Виталием. Наталья Зорина говорит, что бабушка рассказывала, что дед поклялся, что если у него родится сын, то он назовет его Виталием. Так и случилось. Отчество у Натальи – Витальевна. К сожалению, об однополчанине дедушки внучке героя ничего не известно.

Очень ценна родным и другая фотография. На ней запечатлен Иван Зорин со своим братом Николаем, а на обороте написано: «Привет с Победой. 1946 год».
«С войны вернулись два брата, Иван да Николай, и бабушка на обороте фотографии написала своей рукой: «1946 год. Два брата. Фотографированы в городе Орле после родной встречи, в пьяном виде». Видимо, отметили и встречу, и Победу. Память о дедушке – именное благодарственное письмо, которым его наградил командир соединения генерал-майор Пашков. Здесь написано: «Дорогой товарищ. Кончилось время ожесточенных боев за наше счастье, за независимость нашей страны. С именем родного и любимого Сталина шли вы в бой, не щадя ни сил, ни крови, и он, наш гениальный полководец, не раз отмечал ваши успехи в своих благодарственных приказах». У нашего героя три ордена: Красной Звезды, Отечественной войны II степени и орден Славы III степени. Я думаю, что орден – это подвиг, так как просто так эту награду не давали», – говорит Наталья.
Сержант запаса, он был призван на службу в ряды Красной армии Орловским горвоенкоматом 26 октября 1940 года. С октября 1941-го по декабрь 1942 года воевал в должности командира орудия 2532-го корпусного артиллерийского полка. С декабря 1942-го по август 1943 года – командир орудия 138-го корпусного артиллерийского полка. С августа 1943-го по май 1946 года – командир и заряжающий минометного орудия 471-го стрелкового полка 73-й стрелковой дивизии 48-й армии 3-го Белорусского фронта.

Про один из подвигов своего прадеда его правнук Егор рассказывает с гордостью, словно проживая каждый момент боевого пути своего героя.
«Из описания подвига: 20 января 1944 года, невзирая на ураганный огонь двух минометных батарей врага, рискуя жизнью, с открытой позиции и благодаря умелой наводке товарища Зорина огнем из миномета было уничтожено: четыре огневые точки, подавлен огонь двух минометных батарей врага и уничтожено 30 немецких солдат. Тем самым товарищ Зорин дал возможность нашей пехоте продвинуться через окопы врага и занять деревню Молча. Прадедушка освобождал Украину, Белоруссию, Россию, Польшу. Брал Кенигсберг. Прошел через всю войну. За все время боев у него было только одно легкое ранение», – рассказывает Егор Зорин.
А Наталья добавляет: «Как будто судьба берегла нашего деда и прадеда» – и делится еще одной удивительной историей про героя, которого во время войны однажды уже похоронили:

«Собирая данные о боевом пути нашего ветерана, мы наткнулись на документы – список безвозвратных потерь за 1944 год. В нем указана дата смерти – 27 июля 1944 года. Место захоронения город Орел. Может быть, это был однофамилец дедушки. Фамилия довольно распространенная. Жаль, что после войны жил недолго. Туберкулезом, скорее всего, заболел на войне. Была зима. Точная дата, когда дед ушел, неизвестна, но перед смертью он просил у своей Поли яблочко. Если бы не болезнь, то успел бы сделать многое.
В непродолжительной мирной жизни Иван Зорин работал на тракторном заводе, вместе с Полей/Пелагеей строил дом. На заводе трудилась и бабушка, несмотря на отсутствие ноги и костыль, она освоила профессию слесаря», – говорит Наталья.
История бабушки и прабабушки – еще один повод для гордости Зориных.

«На заводе точили детали. Прямо там и спали в бушлатах. Было много крыс, из-за которых девчонки – подруги бабушки боялись спать, а она их не боялась. И как-то одной обнаглевшей крысе отвесила хорошую оплеуху.
Бабушка и дедушка жили полной счастливой жизнью. Дедушка хорошо играл на гармони, пел, а Полина танцевала. Таланты наших героев передались и моим трем детям. Они все играют на музыкальных инструментах, отучились в музыкальной школе, а Егор еще и поет. В мирной жизни бабушка тоже не лезла за словом в карман. Всегда могла поставить зарвавшегося человека на место. Благодаря своему характеру она и выжила. Моему папе было всего два года, когда умер его отец. Односельчанка бабушке как-то рассказала, что есть хороший интернат, и предложила туда отдать на пятидневку маленького Виталика, а на выходные забирать домой. Но вместе с сыном бабушка забирала еще двух мальчиков. Ребятишек надо было помыть, накормить, перестирать-перегладить вещи. Бабушка рассказывала: «Уложу всех спать, а сама всю ночь стираю, отпариваю, шью», – вспоминает Наталья.

Довелось Полине/Пелагее поработать и сторожем. Причем она говорила, что работает не сторожем, а трудится в охране. Охраняла она важный строительный объект. Кстати, попасть в охрану было непросто. К этому времени у нее уже был протез, но о нем она своему руководству не сказала, иначе бы не взяли на работу.
«С протезом управлялась ловко. Прямо бегала. Позднее начальник узнал о том, что у бабушки одна нога, но поскольку она блестяще справлялась со своими трудовыми обязанностями, оставил ее на работе. Бабушка получила звание «Ветеран труда» и статус «Труженик тыла», – добавляет Наталья.
Егор, стоявший рядом, добавил, что героизм его прадеда и прабабушки заставляет быть Зориным с большой буквы «З», уметь справляться с любыми жизненными трудностями и не понижать планку.

«Фамилия обязывает жить в динамике, развиваться, изучать что-то новое, в том числе и историю своей семьи», – делится парень.
Его мама Наталья Зорина, учитель начальных классов школы №41, со своим сыном, учащимся этой же школы, полностью согласна.
Принять участие в проекте может каждый норильчанин. Для этого достаточно прислать историю о ваших фронтовиках в чат-бот телеграм-канала «Северный город» или по электронной почте project@mksg.ru .
Материал должен включать фотографию фронтовика (если она сохранилась), короткую историю о герое Победы, а также небольшой рассказ о семье или отдельном норильчанине, решившем принять участие в этом масштабном проекте.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.