#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Ученые «Заповедников Таймыра» почти десять лет ведут мониторинг популяции овцебыка на полуострове. Интродукция же этих животных в России произошла полвека назад: приобретение овцебыков в Канаде в 1974 году положило начало двум российским популяциям этого животного на Таймыре и на острове Врангеля.
Через полвека численность завезенных в Россию зверей (50) увеличилась в двухсоткратном размере, образовались и окрепли новые группировки на территории Якутии, Ямала, Чукотки, Магаданской области. Однако самое многочисленное стадо овцебыков сформировалась на Таймыре, утверждает заместитель директора по науке и экологическому просвещению «Заповедников Таймыра» Михаил Бондарь на сайте природоохранной организации.
Рассказывая о становлении и развитии популяции на полуострове, автор отмечает, что приумножению численности и расселению овцебыков способствовало создание обширных участков особо охраняемых природных территорий: государственного природного заповедника «Таймырский» и комплексного заказника «Бикада», где сотрудники Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крайнего Севера воплощали международную программу акклиматизации овцебыков. В дальнейшем исследованиями вида на полуострове занимались различные специалисты, в том числе Объединенной дирекции заповедников Таймыра.
«Наше учреждение осуществляет мониторинг популяции овцебыка почти десять лет, – пишет Михаил Бондарь. – В настоящее время общая площадь ареала обитания овцебыка составляет, по нашим сведениям, не менее 430 тысяч квадратных километров, из них основная область распространения популяции простирается условно в радиусе 200 километров от центральной части озера Таймыр.
Результаты авиаучетов показали, что численность в ядре популяции в 2017 и 2022 годах составила: 4892 и 5069 особей соответственно. Сопоставимые результаты о количественных характеристиках в ключевых местообитаниях получили и наши коллеги из Сибирского федерального университета при проведении авиаучета в 2021 году. Таким образом, общая расчетная численность таймырской популяции овцебыка к 2022 году могла составлять 7184 особи».
Михаил Бондарь также анализирует причины плохой сохранности молодняка и версии относительно бóльшей смертности взрослых самок, чем самцов, низкой продуктивности популяции в 2017 и 2022 годах по сравнению с периодом ее становления в1991–1995 годах.
«На Таймыр были завезены 30 овцебыков, из которых в первые три года погибли десять, не участвуя в размножении. Популяция началась с пяти канадских самцов и 15 самок (11 американских и четыре канадских), – пишет заместитель директора «Заповедников». – Неизвестно, насколько генетически разнообразным было это немногочисленное исходное стадо, а также гибридное потомство этого поголовья с момента первых отелов до их активного расселения по Таймыру. Вероятно, исходные вселенцы все же были гетерогенны, а их динамичное скрещивание между собой повышало их разнородность в период формирования популяции, на что указывают ученые, занимавшиеся акклиматизацией этого стада. Однако с 1985 года, когда популяция интенсивно росла и началось активное расселение стад с их относительной изоляцией, генетическое разнообразие до сих пор могло снижаться».
В этих условиях, по мнению норильского «заповедного» ученого, необходимы генетические исследования таймырских интродуцентов. Возможно, благим делом могло бы стать внесение «свежей крови» в таймырскую популяцию путем переселения на полуостров новой партии овцебыков по той же схеме, но с принципиально новым генетическим набором, к примеру, с Гренландии. Если бы такую операцию можно было осуществить.
Впрочем, есть и хорошие тенденции, что было зафиксировано при совместных исследованиях «Заповедников» с сотрудниками Сибирского федерального университета (СФУ).
В августе 2024 года во время обследования берегов в нижнем течении реки Пясины ученые встретили группу овцебыков, которая, по определению Михаила Бондаря, весьма обнадеживала на успешное естественное расселение этих животных на Западном Таймыре:
«Взрослая самка, годовалый теленок и два теленка примерно трехмесячного возраста, выпасались на правом берегу реки. Два сеголетка (телята текущего года рождения), принесенные одной самкой, – это очень хороший показатель продуктивности, так как двойни у овцебыков встречаются очень редко. Все трое телят активно кормились, были достаточно резвыми и не отставали от матери».
Спустя 46 часов группа оказалась уже в 11 километрах от места первоначальной встречи, однако к семье присоединился еще и взрослый самец. Самка была явно расположена к вниманию этого претендента на родство, а вблизи выпасалась еще пара достойных внимания соперников.
«Такое брачное сообщество внушало надежду на пополнение овцебычьего племени в 2025 году, когда самка вновь может порадовать хорошим приплодом. Более основательное закрепление этой и схожих семейных групп далеко к западу от основной области обитания овцебыков, возможно, позволит создать новую субпопуляцию и повысить общую численность вида на Таймыре. Главное – не помешать им», – предостерегает Михаил Бондарь.
Кроме названной семейной группы, в мае 2024 года на крайнем северо-западе Таймыра, к югу от поселка Диксон, в районе бухты Север, был зарегистрирован взрослый самец овцебыка, что считается самой западной встречей расселяющихся особей этого вида за всю пятидесятилетнюю историю его существования на полуострове (фото 9).
Полученные сведения о встречах в последние пять лет с семейными группами овцебыков, одиночными самками и самцами вдоль рек Пясины, Дудыпты, Хеты – Хатанги указывают на положительную тенденцию к расселению популяции в западной и южной части полуострова, отмечает автор исследования. Но высокий охотничий пресс на овцебыков в названных районах вызывает беспокойство о благополучной колонизации этими животными Енисейско-Пясинского междуречья, юга Таймырской низменности, северных отрогов плато Путорана и Анабарского плато.
В то же время, пишет Михаил Бондарь, в условиях сокращения численности дикого оленя таймырской популяции – как очень важного биологического ресурса для местного населения – овцебык становится для жителей Севера социально-значимым видом, отчасти компенсируя отсутствие мяса «дикаря».
О том, что контролируемый промысел овцебыка сможет обеспечить жителей Арктики продуктами питания, кожевенным и меховым сырьем, рассказывал «Северному городу» начальник научного отдела Объединенной дирекции заповедников Таймыра доктор биологических наук Леонид Колпащиков.
Разумеется, при условии возрождения стада достаточной численности. В свое время планировалось довести количество арктических овцебыков до нескольких десятков тысяч, но по ряду причин этого не произошло. Так, в 2003 году по разным оценкам на Таймыре их было 3,5–4,4 тысячи особей, а к 2016 году, по мнению некоторых экспертов, 15–16 тысяч голов, что явно завышено. По прогнозу тех же авторов, к 2026 году число овцебыков должно достигнуть 50–60 тысяч голов, что сейчас явно не соответствует динамике численности вида на Таймыре, и достичь прогностических десятков тысяч особей местной популяции не удастся.
Профессор Сибирского федерального университета, научный руководитель проекта по изучению овцебыков Александр Савченко делает акцент на необходимости создавать государственную программу по исследованию и сохранению этого вида животных, отмечает заметно возрастающий охотничий пресс на популяцию. И говорит о необходимости проводить разъяснительную работу о значении сохранения овцебыков как важного элемента экосистем Арктики.
Михаил Бондарь в своей статье пишет, что ежегодная добыча по разрешениям составляет 20–50 особей, нелегальная – не менее десяти особей, переселились за пределы Таймыра в 1996–2014 годах 318 особей. Однако и эти относительно небольшое изъятие овцебыков могло повлиять на стагнацию численности вида на Таймыре. В совокупности с рядом естественных негативных воздействий – например, внезапными весенними и осенними волнами тепла, чередующимися с оттаиванием и замерзанием поверхности снежного покрова и формированием в его толще ледяных корок, изменением среды обитания, хищниками, болезнями и другими факторами, неведомыми человеку без проведения соответствующих исследований и мониторинга популяции.
Все опубликованные здесь выводы, резюмирует Михаил Бондарь, являются предварительными, а объявленные гипотезы требуют подтверждения или опровержения путем детального изучения численности популяции, демографических показателей, состояния здоровья отдельных особей, роли антропогенного воздействия, конкурентных взаимоотношений с другими видами. Затем можно делать краткосрочные прогнозы о состоянии овцебыков на Таймыре.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.
Фото: Михаил Бондарь для заповедников Таймыра