#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Выставка одного из самых известных норильских графиков приурочена к 85-летию со дня рождения художника и продолжает экспозицию работ основателя первой изостудии в Норильске Николая Лоя и его учеников.
Среди выпускников изостудии, чьи работы представлены на выставке «Раскрывая таланты», есть те, с кем занимался Анатолий Шульжинский, приехавший в Норильск в один год с Николаем Лоем. Тогда в бэкграунде у молодого художника было только Курское художественное училище и талант, который оценил его старший товарищ. Анатолий Шульжинский не просто легко и органично вписался в творческую среду северного города, но и стал одним из ее создателей. Хороший рисовальщик, он очень быстро овладел и другими графическими техниками, оставшись одним из главных норильских мастеров линогравюры и офорта.

Свою первую выставку путевых зарисовок по Таймыру Анатолий Шульжинский показал городу в 1964-м, а через год, когда Норильск праздновал 30-летие комбината, его рисунки впервые увидели в Красноярске. Молодого перспективного художника отметили путевкой на поездку в Индию и Непал. Потом была Англия и Германия, еще ГДР и много отчетных выставок, в том числе в Москве и Ленинграде. В 1970-м 32-летнего норильчанина приняли в Союз художников СССР, что считалось (и было) знаком профессионального признания. К этому времени художник уже окончил Московский полиграфический институт и вместе с Лоем принял участие в организации Норильских художественно-производственных мастерских, ставших до конца 1980-х – начала 1990-х формальным и одновременно неформальным объединением художников города. С самого начала и вплоть до отъезда в Северную столицу Анатолий Шульжинский играл в этом объединении и художественной жизни Норильска заметную роль.

В коллекции музея хранится более 100 работ графика. На выставке представлены листы, посвященные Норильску индустриальному. Самая ранняя работа – офорт «Талнах» – датирована автором 1969 годом, а поздняя – рисунок сангиной «Мемориал Урванцевых» – 1985-м. «Мемориал…» на улице Горной выполнен художником с натуры и остался напоминанием о благих намерениях сохранить и даже приумножить историческую память. В год 50-летия НГМК рядом с Первым домом Норильска открыли мемориальный комплекс, где был захоронен прах первых норильчан, но впоследствии урны перенесли на Голиково, а исторический дом – к зданию музея на Ленинском проспекте, 47.

Наследие Анатолия Шульжинского, которого не стало в 2016 году, ценно не уровнем графического мастерства, но исторической достоверностью его работ, например индустриальных пейзажей. На выставке можно увидеть, как начинался Талнах и его главные рудники, какой была первая обогатительная фабрика или знаменитый «Медвежий ручей», въезд в город в 1970-е и промплощадка 1980 года. И все это было выполнено художником с натуры и в технике, которая в то время только приживалась на территории.
Выставка должна была закрыться 15 октября, но, по информации из галереи, ее работу, возможно, продлят еще на неделю.

Ранее «Северный город» рассказывал о совместном проекте Музея Норильска и Красноярской художественной галереи «Живопись. ХХ век».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.