#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Изношенные джинсы проще всего выбросить на свалку, в итоге планета прирастает горами тряпичного барахла. А ведь из старых вещей можно сделать что-то новое и очень оригинальное. Этим и занимается руководитель апсайкл-мастерской фонда «69 параллель» Анна Александрова.
В мастерской фонда – швейные машинки, оверлок, стол, лампа, приобретенные на средства гранта «Норникеля» за проект «Апсайкл-мастерская». На полках разные бэушные вещи, которые скоро получат вторую жизнь. На кухне подушки из старых джинсов, в фотоархиве – веселые ребята-аниматоры из клуба «Шалуны» в фартуках, сшитых из таких же джинсов. Есть подобные и у команды фонда «69 параллель».
«Я мужу всю жизнь шью тапочки из кусков старых джинсов, он только такие любит, у них подошвы мягкие, на них вставляю какую-нибудь старую кожаную куртку. Я и не знала, что это называется апсайкл, пока не пришла работать в фонд», – рассказывает хозяйка мастерской Анна Александрова.
В том же фотоархиве фонда можно увидеть снимки с миленькими косметичками в горошек, сшитыми из скатерти. Их мгновенно раскупили на ярмарке «Подарошная». Из снятых баннеров здесь шьют сумочки-шоперы и те же фартуки. Часто получается интересное художественное решение.
Хозяйка мастерской показывает искусственную белую шубку кое-где с дырами. Из цельных кусков выйдут отличные диванные подушки. А вот футболка – была крепкая, белая, но заносившаяся – теперь превратилась в желто-зелено-синий водоворот красок с помощью техники тайдай.
«Посеревшую либо с пятнышками белую вещь нужно скрутить в кружок, с помощью канцелярских ниток поделить на секторы и каждый покрасить в разный цвет стойкой краской», – поясняет Анна.
– Знакомая портниха родом из Норильска рассказала, что, например, в Петербурге апсайкл входит в моду. Причем авторские модели одежды, составленные из кусков джинсов и других б/у тканей, стоят по 30–40 тысяч.
– Когда мы были на стажировке в московском фонде «Второе дыхание», где тоже перерабатывают вещи, то оказались в мастерской у Маши Цигаль. Я помню ее еще с детства. Она в 2000-х была очень популярным дизайнером, потом куда-то пропала, а сейчас взялась за это направление, создавала даже что-то для Элджея.
– Какие впечатления от встречи с модным стилистом?
– Я перфекционист, мне всегда хочется, чтобы все было идеально, а Маша удивила, у нее в мастерской особого порядка нет, а она говорит: «Кидайте все на пол, на полу шейте». И в голове у меня что-то переключилось, раньше мне казалось, что сначала надо устроить супермастерскую и только потом там проводить мастер-классы, а ведь можно просто поставить стол и проводить.
– Что происходило в мастерской у Маши?
– У нее такая политика: приходишь, она говорит: «Вон там вещи, берите, что вам надо, накидывайте идеи». Мне нужно было переделать маечку с жирными пятнами, и мы с Машей решили скомбинировать ее с цветной тканью, чтобы спрятать эти пятна.
– Русские женщины всегда были сами себе дизайнеры. Наши бабушки сидели же, зимой одеяла собирали из лоскутов. Получалась веселая пестрота…
– Мы начали собирать узоры в технике пэчворк из старых мужских рубашек, принесенных в «Сундук».
У меня мама всегда была при каком-то шитье, выбрала это своей профессией, бабушка всегда взяла, у нее была прялка настоящая. А я просто люблю шить.
– У вас на полках, вижу, не так много вещей на перешив.
– Да ведь я же не постоянно этим занимаюсь, я еще и руководитель благотворительных программ фонда, это на первом месте.
В соседнем помещении офиса можно увидеть доску с написанными на ней именами детей с инвалидностью, на реабилитацию которых собирали деньги в прошлом году. Суммы серьезные – до 300 тысяч рублей. Благодаря такой коллективной помощи норильчан эти ребята уже улучшили свое здоровье. Сейчас идет сбор денег на реабилитацию других детей. Мы все помогаем им, бросая купюры в ящики, установленные в норильских супермаркетах, а также обменивая вещи в «Сундуке» и магазине ShandyCandy на благотворительные пожертвования.
– Анна, какими путями попали в фонд «69 параллель»?
– Случайно, стечение обстоятельств. Я много лет работала в Сбербанке, в отделе, выпускающем зарплатные карты для предприятий, и сопровождала перечисление зарплаты. Потом этот отдел сократили-оптимизировали, я стала искать работу и случайно попала на ярмарку «Подарошная», потому что сама всегда творчеством занималась. Когда девочки кинули объявление, что требуется сотрудник в фонд, я подала резюме, и меня взяли.
– Сейчас все говорят про импортозамещение, спецодежду можно шить из старых вещей?
– Проблема в том, что там нужно все однотипное и сертифицированная продукция, а апсайкл – это же каждая вещь индивидуальная. Есть и печальные примеры, когда российские коллеги выходили на какие-то маркетплейсы, Wildberries например, с шоперами из старых джинсов. Заказов стало так много, что нечего стало перерабатывать, кончился ресурс джинсов, и они стали использовать новую ткань. У нас старые джинсы идут на фартуки и подушки. Мы пока на большие партии не заточены.
– Не считая аэростата, который вам прислали из клуба воздухоплавателей из Йошкар-Олы?
– Да, это большой ресурс. У нас до аэростата было три парашюта, все использовали. Диваны обтянули в мастерской «Плавь пластик», бахил нашили. У меня такие многоразовые бахилы, хожу на тренировки, в поликлинику.
– Можете рассказать о какой-нибудь свежей идее?
– Вот одно из новых направлений: была простая футболка, я вырезала из пакетов надпись: «Эконутая на всю голову», выложила буквы на ткани, и в термопресс, ходили всей семьей плавили в «Плавь пластике».
– Говорящая надпись. Крепко будет держаться?
– Да я ее стирала, замачивала на целый день, тест пройден.
– Где можно будет увидеть или купить что-нибудь в стиле апсайкл?
– У нас в магазине ShandyCandy, на ярмарках «Подарошная». Очередная благотворительная ярмарка пройдет на фестивале «Куркума» в Публичной библиотеке 5–6 ноября. Тема фестиваля – сказка. Вот, например, кто-то принес в «Сундук» зайца в стиле тильда ручной работы, у него был испорчен комбинезон. Сошьем новый из старых рубашек – и на ярмарку. Следующий же год – Год зайца.
Такие бывают классные вещи, а не было бы «Сундука», выкинули бы. К пуговицам, выплавленным в мастерской «Плавь пластик», мы прикрепили резинки – получился такой замечательный аксессуар для волос из вторичных материалов, тоже понесем на ярмарку.
– Музей не хотите создать или провести дефиле моделей одежды прошлых лет, принесенных в «Сундук»?
– У нас очень много винтажных вещей. Есть задумка сделать, например, музей винтажа и игрушек нашего советского детства. Есть люди, которым это интересно. Но здесь все упирается, как обычно, в помещение, которое где-то нужно взять.
Ранее мы писали об открытии в Норильске благотворительного магазина ShandyCandy фонда «69 параллель», об экологичной моде в стиле апсайкл, которую продвигает фонд «69 параллель».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.