#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Красноярский театр юного зрителя 9, 10 и 11 сентября показал на норильской сцене спектакль большой формы «Хроники Нарнии. Племянник чародея» режиссера Романа Феодори и постановку малой формы Юлии Каландаришвили «Самые добрые в мире». Гастроли состоялись благодаря поддержке правительства и Заксобрания Красноярского края.
В Норильск приезжал Красноярский ТЮЗ. На время трехдневных гастролей творческая команда из 81 человека привезла с собой три морских контейнера с визуальными и звуковыми наворотами: светом, декорациями, костюмами и всем необходимым.
Безусловный фурор произвела постановка «Хроники Нарнии. Племянник чародея». Это первый спектакль режиссера и художественного руководителя театра Романа Феодори из серии знаменитых «Хроник» по Клайву Льюису в инсценировке Нины Беленицкой. В нем мальчик Дигори и девочка Полли случайно оказываются в волшебной стране, где животные могут разговаривать, а магия никого не удивляет.
Спектакль длится более двух часов, но проходит, что называется, на одном дыхании. В сказочной саге есть все, о чем только можно мечтать: чудеса и приключения, много музыки и песен, красивые танцы и изумительные костюмы. Здесь зал превращается в 3D-модель, а взрослые – в детей, которые абсолютно не прочь поверить в говорящих животных, фавнов, нимф, русалок, ведьм, последнюю королеву Чарну и всемогущего льва Аслана, по воле которого создан весь этот чудный мир.
Перед зрителем разворачивается трогательная история о самом важном – добре, сочувствии, выборе и предназначении человека. Опыт, полученный главным героем в Нарнии, помогает ему справиться с несчастьем, поэтому первая часть «Хроник» – на сто процентов о спасении, надежде и вере.
В 2019 году тюзовская постановка была отмечена в двух номинациях: «Лучшая премьера сезона для детей и подростков в драматическом театре» и «Лучшее музыкальное оформление спектакля в драматическом театре» – и завоевала спецприз оргкомитета III Международного большого детского фестиваля, войдя в лонг-лист «Золотой маски». В прошлом году краевой спектакль оказался лауреатом фестиваля «Ново-Сибирский транзит» за лучшую работу художника Даниила Ахметова.
Хочется отметить не только философскую основу инсценировки, но и современный визуальный ряд со спецэффектами и прочими фокусами, а также потрясающую работу композитора Евгении Терехиной и всего актерского ансамбля, перемещающегося из одного мира в другой: из Лондона в Нарнию и обратно.
Вызвало восторг то, как команда Александра Бочегова вручную отрисовала весь мэппинг постановки: как лошади вдруг становились крылатыми, возникал и рушился дом чародея, трава буквально вырастала из-под ног, а яблоня с ее эдемскими плодами превращалась в платяной шкаф.
«Современные дети – другие, их зачастую не оторвать от компьютеров и гаджетов, поэтому мы пытались находить способы быть понятыми, создавая эту работу. Главное – чтобы ребенок нам поверил», – рассказала директор Красноярского ТЮЗа Наталья Кочорашвили.
Норильчане восприняли постановку как подарок – с искренней благодарностью. Зрители аплодировали стоя и долго не хотели отпускать артистов со сцены, когда они в финале выходили на поклон.
Известно, что в ТЮЗе готовится постановка по второй части книги Клайва Льюиса, она будет называться «Конь и его мальчик».
В отличие от масштабных «Хроник» постановка «Самые добрые в мире» режиссера Юлии Каландарашвили – камерная история, она рассчитана на 50 детей. Проект реализован с использованием гранта, предоставленного Российским фондом культуры. Премьера спектакля состоялась в ноябре 2021 года.
В постановке для малой сцены автор обыграла детскую книгу писателя Ульфа Нильсона. Здесь много юмора и светлой грусти. Все начинается с того, что дети находят мертвого шмеля и начинают игру в похороны. Дело идет так резво, что они открывают похоронную фирму под названием ОАО «В добрый путь», чтобы по всем правилам, как взрослые, провожать в последний путь покинувших этот мир грызунов, птиц и насекомых. В финале, когда птенец погибает буквально на их глазах, герои перестают иронизировать и начинают понимать настоящую ценность жизни.
То, что такой спектакль для семейного просмотра в принципе возник, доказывает факт, что с детьми стоит говорить на сложные темы, вопрос лишь в том, как это делать. Автор постановки нашла верный язык и умелый подход для такого разговора. Диалог ведется в игровой форме и на том театральном языке, который выбрали режиссер и его команда. Безусловно, то, как отработана столь тонкая материя, заслуживает уважения.
Исполнитель одной из главных ролей Виктор Буянов признается, что дети реагируют на спектакль похожим образом, однако есть разница, одни ребятишки пришли в театр, или с родителями:
«С мамам и папами они ведут себя потише, выглядят посерьезнее, изредка перешептываются, а вот со сверстниками позволяют себе эмоции поярче и буквально включаются в интерактив. Иногда нам приходится на ходу менять реплики, чтобы вступать в контакт и резонировать со зрителем. При этом цель постановки – вызвать эмпатию, сопереживание, помочь маленькому человеку понять чье-то горе, научиться всматриваться в окружающий мир. Надеюсь, у нас это получилось и в Норильске».
Норильчане очень тепло отзывались о спектаклях Красноярского ТЮЗа. Команда столичного театра не первый раз в северном городе и надеется приехать к нам еще. Директор Наталья Кочорашвили говорит, что их театр в следующий раз готов привести более обширную программу, а также благодарит Заполярный театр драмы за качественный прием.
Ранее мы рассказали о приближающихся гастролях в рамках регионального проекта «Золотая маска». Театральный сезон стартует в Норильске 15 сентября. На сборе труппы главный режиссер и директор норильской «Маяковки» рассказали о творческих планах на 2022/23 год.
Больше новостей читайте на совместном канале«Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.