#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Тренинги для сотрудников одного из предприятий, на которых сейчас ведется работа по проектам департамента по развитию бизнес-системы ЗФ, провели сотрудники службы. Теперь не только линейные руководители, но и рабочие «Скалистого» знают, как обнаружить потери в бизнес-процессах и повысить эффективность бизнеса.
В 2019 году «Норникель» запустил масштабную комплексную программу обучения инструментам повышения эффективности производства. Главной задачей ставилось формирование и обучение собственных, внутренних тренеров – навигаторов изменений.
Планировалось, что, пройдя соответствующую подготовку, навигаторы передадут полученные знания другим сотрудникам на своих предприятиях. Расскажут, как проводить диагностику производственных процессов, искать и находить потери, видеть узкие места и при помощи инструментов бережливого производства предлагать эффективные решения по устранению проблем, а значит, получать реальный экономический эффект.
В этом важном для «Норникеля» направлении работает недавно созданный в Заполярном филиале департамент по развитию бизнес-системы (ДРБС). Обучением квалифицированных внутренних тренеров департамент занимается совместно с корпоративным университетом «Норильский никель». Тренинг «Восемь видов потерь» был адресован рабочим рудника «Скалистый».
«Вся технология бережливого производства направлена на устранение потерь, которые встречаются в производственных, административных и прочих процессах. Виды потерь давно стали классикой, их восемь. Это перепроизводство; брак и переделка дефектной продукции; лишние этапы обработки; простои и ожидание; перемещения людей, не приносящие ценностей; лишняя транспортировка продукции; утеря творческого потенциала (люди не замотивированы и не заинтересованы) и лишние запасы – прямое следствие перепроизводства, – рассказал Егор Рыбин, старший менеджер по методологии проектного офиса по созданию бизнес-системы ДРБС».
Это не значит, что запасы – зло, уточнил спикер. Ими просто нужно управлять, а чтобы устранять потери, нужно научиться их идентифицировать.
«Как мы уже освещали, проектные команды навигаторов заходят сейчас на производственные активы. И в шахтах мы уже работаем, на ТОФ уже был пилотный проект. Мы делаем диагностику, ищем потери, измеряем их с секундомерами в руках, наблюдаем, как люди перемещаются, чем занимаются, – пояснил Егор Рыбин. – Нужно, чтобы сотрудники, к которым придут навигаторы, не спрашивали: «А что вы делаете?», необходимо, чтобы каждый понимал, зачем все это. Поэтому мы решили учить основам бережливого производства не только линейных руководителей – ключевых двигателей изменений, на этот раз одну группу собрали из рабочих. Потому что на таком объекте, как рудник, все держится на людях, управляющих подземными механизмами, обслуживающих их, и от действий сотрудников зависит количество потерь в наших процессах».
Теперь после тренинга «Восемь видов потерь» и рабочие «Скалистого» знают, как обнаружить потери в бизнес-процессах. Их не удивит и не испугает появление людей, которые придут к ним с планшетами-бумажками и станут проводить хронометраж рабочего дня, отслеживать пути движения механизмов.

Линейным руководителям, уже знакомым со многими понятиями азбуки бережливого производства, дали более сложный инструментарий. Для них прошел тренинг «Вводный курс ТРИЗ – теории решения изобретательских задач».
Создателем теории, помогающей повысить эффективность мышления в десятки и сотни раз и признанной во всем мире, стал советский инженер, ученый и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер. В основе решения изобретательских задач лежит креативный подход. Простые примеры: липучки на кроссовках вместо шнурков – и быстрее, и не развязываются. Автобус с гармошкой посредине – он и маневренный на узких улицах, и вмещает много пассажиров.
Даже один тренинг по ТРИЗ оказался очень эффективным, рассказывает Егор Рыбин:
«Инженерам эта тема зашла очень хорошо. Технология позволяет на коротком плече времени по определенному алгоритму решать технические задачи и получать интересные, нетривиальные идеи, до которых в обычных обсуждениях, обычной дискуссии вряд ли можно догадаться».
Познакомившись с теорией ТРИЗ, начальник комплекса СКС рудника «Скалистый» Алан Митциев предложил решение типовой проблемы по содержанию рудозасоряющих включений в горной массе. Значительную часть таких включений, приводящих к простоям и ремонтам дробилок, составляют железобетонные штанги и анкеры, необходимые для крепления горных выработок. Они попадают в состав руды после взрывных работ, а магнитные сепараторы есть не на всех подъемных комплексах. Так же как в истории со шнурками и липучкой, Алан предложил изменить подход к крепежным материалам:
«Есть такие мысли – использовать композитные материалы без потери несущей способности и прочностных характеристик, которые дробилка могла бы спокойно перемалывать вместе с рудой, это позволило бы уменьшить время на простои (ремонты) оборудования. Также есть идея установить магнитные сепараторы, которые улавливают все эти включения. На данный момент у нас на руднике «Скалистый» подъем руды выполняют два ствола, один из них оборудован улавливателями, другой нет. И оборудован он на поверхности. Было предложение установить улавливатели на конвейерах в шахте и на поверхности, это позволит снизить затраты на подъем руды, а выбранный хлам можно пустить в закладку, чтобы не тратить ресурсы на его выдачу из шахты, а на поверхности уже производить финальную выборку после нескольких этапов пересыпания».
ТРИЗ нашел живой отклик у участников тренинга.
«Я с большим интересом погрузился в теорию решения задач. Видно было по группе и по обучающему персоналу, что все профессионалы быстро нашли точки соприкосновения и легко и эффективно прошли это обучение», – делится впечатлениями Алан Митциев.

«На таких тренингах выясняется, что мы смотрим на проблемы очень узко, – рассказал «Северному городу» инженер-смотритель зданий и сооружений рудника «Скалистый» Вячеслав Фучко. – Обучение помогает расширить кругозор и смотреть на проблему с разных сторон. Помогает перестроить взгляд на какие-то вещи, которые раньше казались стандартными, понятными».
Именно Вячеслав вскоре после тренинга прислал своим тренерам послание по корпоративной почте: «Сегодня смог применить систему ТРИЗ на практике! Все в шоке!»
«Нам же объяснили на тренинге, что нужно смотреть на задачи более конкретно и широко, – рассказал о родившейся идее Вячеслав. – У нас была такая проблема: нужно сделать работу по усилению ростверка, на котором стоит галерея, но в связи с тем, что постоянно падает руда, нет возможности как-то огородиться или остановить подъем горной массы. Опираясь на систему ТРИЗ, я сформулировал суть проблемы: сыплется и не дает людям работать. И предложил рассмотреть такой вариант: можно сделать что-то типа отводного лотка, жестко закрепленного и из высокопрочного материала, который будет руду откидывать не в эту точку, где производятся работы, а гораздо-гораздо дальше, на 15–20 метров за счет высоты отлета. И если поставить защитные заграждения, люди смогут работать во время спуска руды».
Новые тренинги по повышению эффективности бизнес-процессов пройдут в корпоративном университете в июне. Их участниками станут как линейные руководители, так и работники рудника «Маяк».
Фото: архив ДРБС
Ранее мы писали об интеллектуальных состязаниях линейных руководителей Медного завода, а также о том, как малый и средний бизнес в регионах присутствия поддержал «Норникель».
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.