#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Эколаборатории оснащены более совершенными газоанализаторами французской компании Envea. Точно такие же охраняют чистоту уникального озера Байкал, стоят во ВНИИМ имени Д.И. Менделеева и Институте физики атмосферы. Подобные использовались по программе уничтожения химоружия на шести объектах России.
«Старые машины-лаборатории отработали положенный срок, вот почему в гараже ЦАТК рядом с двумя подлежащими списанию «Фордами» поблескивают свежим покрытием две новые, более вместительные машины. Внутри автомобилей идет установка газоанализаторов производства французской компании Envea. Отечественные приборы, следившие за состоянием воздуха в Норильске до 2011 года, были менее точными, поэтому «Норникель» перешел на импортные аналоги», – рассказывает Анна Кукушкина, начальник участка контроля атмосферы центра радиационного и экологического контроля Заполярного филиала.
Приближается не самая приятная для норильчан пора – лето, когда роза ветров чаще разворачивает факел от труб Медного завода на город. Реже газ несет с «Надежды», так как она построена на значительном удалении от города. Лаборанты двух эколабораторий ведут тщательный контроль состояния воздуха, чтобы в случае превышения ПДК загрязняющих веществ немедленно сообщить об этом диспетчерам заводов. Металлурги оперативно снижают параметры работы печей, но в периоды полного штиля принимаемые меры помогают не всегда.
Медный завод, выдавший первый металл в 1949 году, построили слишком близко с селитебной зоной. О том, что это не подходящее для города соседство, предупреждал главный архитектор проекта Норильска Витольд Непокойчицкий.
«…Принятое в нарушение генерального плана решение о строительстве Медного завода на резервной территории города следует считать недальновидным и глубоко ошибочным», – пишет он в своих воспоминаниях, хранящихся в Музее Норильска.
Сегодня слова архитектора выглядят пророческими:
«Эпизод с Медным заводом может служить наглядной иллюстрацией того, к каким тяжелым последствиям могут привести скороспелые волюнтаристские решения, принимаемые без учета перспективы, под давлением преходящих, чисто конъюнктурных обстоятельств».
Но что сделано, то сделано. Летом выбросы попадают на город, когда со стороны «Надежды» и Медного завода дуют северные и северо-западные ветра. Юг, восток и юго-восток приносил газ с Никелевого завода, но его закрыли, напоминает Анна Кукушкина. Источников загрязнений воздуха стало меньше. Точных прогнозов, каких ветров ждать наступающим летом, не даст никто.
С мая по сентябрь у сотрудников участка контроля атмосферы добавляется много работы. В дополнение к основной берут пробы на фенол, формальдегиды, металлы, которые увозят в лабораторию, расположенную на «Надежде». Пробы на взвешенные вещества и газы зимой и летом отбирают на аналитические фильтры и отвозят и проверяют также в стационарной лаборатории. Контроль общепромышленных выбросов, таких как оксид углерода (СО), оксид азота (NO), диоксид азота (NO2), диоксид серы (SO2) и сероводород (H2S) проводят в автоматическом режиме с помощью газоанализаторов, для чего сегодня инженер-химик петербургской компании ООО «ЕвроИнструмент» Нуржан Давренов устанавливает в новеньких «Фордах» газоанализаторы нового поколения компании Envea.
Нуржан окончил Саратовское высшее военное инженерное училище химической защиты, служил в войсках радиационной, химической и биологической защиты. Работал с приборами химического и экологического контроля. Общий стаж работы в аналитической химии – около 30 лет. Появление химика-специалиста в Норильске – отличный повод поговорить на тему загрязнений в масштабах всей планеты.
– Нуржан, какие выбросы сегодня представляют для человечества наибольшую угрозу?
– На первом месте выбросы от автомобильного транспорта. Дальше идут теплоэлектростанции (ТЭС), предприятия химической промышленности и металлургии. Все трубы предприятий, которые дымят, также выбрасывают продукты сжигания CO, NO, NO2, могут выбрасывать твердые частицы. На ТЭС сгорают мазут, газ, уголь. Больше всего, конечно, планету загрязняет твердое топливо. Самый экологически чистый – природный газ, но и здесь идет контроль источников выбросов.
– Металлургические заводы – отдельная статья?
– Конечно. На металлургических заводах плюс к общепромышленным выбросам еще могут быть соли тяжелых металлов, фториды. На каждом заводе есть экологический отдел, который занимается этими вопросами вместе с технологическими отделами. Каждое предприятие, которое имеет на своей территории источники загрязнения, заказывает расчет ПДВ – предельно допустимых выбросов. Может получиться так, что при наличии превышений по основным загрязнителям воздуха химическое или металлургическое предприятие здесь ни при чем. А связано оно с выбросами от автотранспорта или близстоящей котельной. Поэтому одной из целей передвижных экологических лабораторий является определение источника загрязнения в соответствии с метеоданными.
– Заказывает где? В Роспотребнадзоре?
– Роспотребнадзор – контролирующая организация. Расчетами ПДВ занимаются в Министерстве экологии, есть аккредитованные организации, которые имеют на это право. Они делают расчеты, исходя из технологического процесса. У каждой организации есть свои тома ПДВ.
– Как во всем мире ведется борьба с выбросами?
– Во всех промышленно развитых странах большое количество выбросов. Чем успешнее экономика страны, тем больше загрязнений. Какая идет борьба? Ставят скрубберы, различные поглотители веществ, идет их вторичная переработка, поглощение и утилизация. Где-то экологические мероприятия составляют 25–30 процентов стоимости производства. Это дорого – делать очистные сооружения. Но государство обязывает, чтобы было меньше выбросов, их понижение – это наше будущее. Отказаться от химии и производственных нужд нельзя. Тот же пластик – ресурс, вытесняющий металл, даже двигатели из него делают. Краски, целлюлозно-бумажная промышленность – это все химия. У каждого завода-загрязнителя есть своя санитарно-защитная зона, и есть селитебная зона, где живут люди. И в той и в другой ставят постоянные стационарные посты, либо курсируют передвижные лаборатории, измеряющие содержание в воздухе вредных веществ.
– Насколько достоверны результаты тех приборов, которые люди покупают на свои деньги для определения присутствия газа на улицах?
– Как индикаторы их использовать можно, но чтобы данные были достоверными, приборы должны пройти метрологическую аттестацию. Приборы компании Envea прошли испытания для включения в Госреестр средств измерений. Это длительные испытания, подтверждающие метрологические характеристики, влияние температуры, влажности и неизмеряемых компонентов. Вот у вас, допустим, прибор на СО, а как на него влияет NO, SO2, другие вещества и физические факторы? Испытания покажут, будут ли изменяться показания прибора при наличии ряда факторов и их совокупности. В аналитической химии одной из характеристик этот параметр называется специфичностью. У любителей много различных датчиков, они миниатюрные, их принцип действия основан, как правило, на электрохимическом методе измерения. Такие датчики обладают низкой специфичностью и чувствительностью. Их можно применять как индикаторы. Газоанализаторы на основе электрохимических датчиков могут применять для контроля воздуха рабочей зоны. Приборы Envea французского производства прошли одобрение и сертификацию Агентства по охране окружающей среды США, имеют европейские сертификаты TUV. Во всем мире приняты так называемые референтные методы определения вредных веществ, основанные на оптических принципах измерения, обладающие высокой чувствительностью и специфичностью. В России также имеются государственные стандарты, описывающие референтные методы определения загрязняющих веществ в атмосфере, гармонизированные с международными стандартами.
– Да, расскажите, пожалуйста, чем хороши те приборы, которые вы устанавливаете в новеньких «Фордах».
– Ранее в передвижных экологических лабораториях «Норникеля» десять лет отработали газоанализаторы M-серии для измерения показаний атмосферного воздуха этой же французской фирмы. Раньше фирма называлась Environnement S.A., сейчас называется Envea, потому что объединила в себя еще немецкие и английские компании, занимающиеся мониторингом атмосферы, источников выбросов и контроля промышленных процессов. На рынке имеются американские, японские, австралийские, появились китайские фирмы – изготовители подобных приборов. Французские выбраны потому, что у них устоявшаяся репутация. Газоанализаторы Environnement S.A. стоят во ВНИИМ имени Д.И. Менделеева как эталоны первого разряда, их также покупает Институт физики атмосферы, около 40 постов охраняют чистоту уникального озера Байкал. Эти же приборы ставили по программе уничтожения химоружия на шести объектах России и других сетях мониторинга атмосферы.
– Оборудование новых передвижных лабораторий больше отвечает духу времени?
– Сейчас это новая Е-серия. Она тоже рассчитана минимум на десять лет эксплуатации, и принципы работы у нее те же: референтные принципы анализа, то есть в наличии инфракрасный, ультрафиолетовый и хемилюминесцентный анализаторы. Метод измерения тот же, но элементная база другая: микросхемы, контроллеры – все другого поколения. Электронная база улучшилась, поэтому масса и потребление энергии уменьшились, цифровая обработка улучшилась. Еще один плюс новых приборов – погрешности при измерениях уменьшились с 20 до 15 процентов.
– Как в течение десяти лет проверяется исправность приборов?
– Для подтверждения метрологических характеристик проводится ежегодная поверка. Ее проводят аттестованные лаборатории с необходимой областью аккредитации, в соответствии с методиками поверки, разработанными и утвержденными в ходе испытаний с целью включения их в Госреестр средств измерений. Кроме того, проводится настройка или градуировка газоанализаторов по поверочным газовым смесям. Эти мероприятия проводит на месте обслуживающий персонал.
«Северный город» покинул гараж в тот момент, когда Анна Кукушкина при участии Нуржана Давренова приступала к настройке новых приборов. К началу апреля две новые передвижные экологические лаборатории будут полностью готовы к круглосуточной работе. В Норильске 25 так называемых подфакельных точек-постов и три маршрутные (у администрации города на Ленина, 24, у травмпункта на Котульского, 4, и у поликлиники на Солнечном, 7а). На подфакельных точках лаборатория на колесах при помощи приборов ведет контроль за состоянием воздуха до 23 раз в сутки.