#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Северный флот провел учения по обороне крупного промышленного объекта в Арктике. Рядом с Норильском развернулся целый театр боевых действий. В учениях задействовали более 700 человек личного состава и около 100 единиц военной техники: бомбардировщики СУ-24 Северного флота, армейские вертолеты Ка-52 Западного военного округа, Ми-8 – Центрального военного округа, танки Т-80БВМ и другую технику морской пехоты Северного флота.

В ущелье между Ергалахом и Гудчихой близ Норильска 27 августа развернулся полигон для боевых учений. Изначально стояла задача совершить переход морем, высадиться на необорудованных побережьях, затем переместиться в район сосредоточения противника. После марш-броска по плану шла поисково-разведывательная деятельность и уничтожение бандформирований.
«Морская пехота пощадит всех, сложивших оружие» – этим девизом (высказыванием русского генерала Дмитрия Краева) военные встречали друг друга, готовясь к операции по обезвреживанию противника – вымышленного, конечно. Разрешение кризисной ситуации на побережье Арктической зоны – так официально называлась задача, которую решали люди в погонах под руководством командующего Северным флотом вице-адмирала Александра Моисеева. Флоту, в арсенале которого находилось более 700 человек личного состава и 100 единиц техники, помогала авиация, артиллерия, и другие рода войск.

Экономическая составляющая Таймыра, по словам Моисеева, – главная стратегическая цель учений.
«Здесь находится «Норникель», важнейшие объекты инфраструктуры города и комбината, аэродром, порт Дудинки. И наша задача – в условиях возможного или теоретического развития кризиса привлечь для его разрешения войска, в первую очередь силы Северного морского флота», – отметил Александр Моисеев.

Легенда учений похожа на боевик: бандформирования проникли на территорию для дестабилизации положения (у подножия гор бандитов изображали свои же военнослужащие). В роли военного объекта использовали собранное из досок здание – на него и «нападают» условные враги. Их пытаются обезвредить, те оказывают сопротивление, завязывается бой.

Силы, поднятые по тревоге, приходят одна за другой: вот шустрые вертушки, а вот – для мониторинга обстановки – в воздух поднят беспилотник «Орлан-10», он и обнаруживает диверсионные группы на промышленном объекте. В штабе получили об этом срочный доклад, разведдозор выкатился на квадроциклах: боевая группа отправилась на задание и попала в засаду. Далее происходит серия подрывов: стрекот, свист, взрывы, дым!.. Военные ставят дымзащиту, зажигают химические шашки, сами в это время вызывают подмогу. В качестве поддержки почти тут же прибывает артиллерия с «Градами» и самоходными гаубицами, прямой наводкой они обезвреживают мифического противника.

Артиллерия с нурами (неуправляемыми ракетами) работает с другой позиции. Пока одна техника с огневым комплексом выдвигается по земле, оказывается мощная поддержка с воздуха. Нанести бомбовые удары по дальним мишеням – задача заброшенных в тыл к противнику групп ВДВ. На боевую арену выходит пара Ми-8 и обстреливает позиции, после них Ка-27 наносит свои удары, делает грациозную петлю и… как будто зависает под облаками, продолжая вести огонь.

«Одинаковых учений не бывает. Со стороны действия, может, и кажутся схожими, но, поверьте: каждый раз разная кропотливая работа и каждый раз — со своими нюансами. Уровня подготовки вверенного мне подразделения с запасом хватает на выполнение подобных задач на любой территории. Люди уверены в оружии, действуют по-боевому», – говорит начальник штаба десантно-штурмового батальона капитан Максим Артамонов.

По сценарию, бандиты поднимают свои ударные летательные аппараты (в виде квадрокоптеров): изображать их не стали, просто обозначили световыми ракетами. Военнослужащие подавляют стрельбой и эти воздушные мишени-стрелы. «Грады» и артиллерия одновременно вступают в общую боевую какофонию, нанося удары по разведанным точкам. Следом вступают танки. Дальше войска практически выстраиваются в линию и реально воюют.
Бой длится до тех пор, пока противник не обезврежен полностью, кого-то, кажется, даже «берут в плен». В финале на арену боевых действий выдвигается рейс санавиации – для эвакуации раненых и оказании первой доврачебной фельдшерской помощи на месте, потом на место сражения спешат скорые, пожарная, полиция, МВД. Все завершается «нашей победой».

Командир 1-го парашютно-десантного взвода 51-го Гвардейского полка Виталий Щириков в учениях на Таймыре участвует впервые. Взвод Виталия действовал в тактическом десанте. Его задачей было занять выгодное положение, десантироваться на Ми-8 на сопку, занять рубежи и атаковать противника. Виталий говорит, что ожидание боя и боевые реалии в его понимании совпали и что такое учение – отличная возможность проявить свои навыки и умения.

«Малейшие волнения были вначале, но после отработки испарились, все встало на свои места. Взаимодействовать с другими подразделениями несложно, наше начальство умело регулирует любое движение, каждый боевой шаг. Наше дело – действовать по команде, тогда будет все четко и отлажено», – делится боец с журналистами.
Таймырские сопки, в целом местность и типовой арктический ландшафт, где проходили учения, сложностей у бойцов не вызвали, как сказал Щириков: «ВДВ все равно, какая местность. Мы справимся на любой».

Тактические межвидовые учения на севере Красноярского края проводились в рамках похода отряда боевых кораблей Северного флота. Вице-адмирал Александр Моисеев остался удовлетворен выполнением учебно-боевой задачи, для решения которой привлекались не только силы Северного флота, но и Центрального и Западного округов, а также Воздушно-десантных войск.

«Отработали взаимодействие с разными министерствами и ведомствами, привлекли подразделения МВД, МЧС и другие формирования. Частные оценки и рекомендации принимавшего учения военного руководства – замминистра обороны РФ генерала-полковника Андрея Картаполова и генерала-лейтенанта Юнус-Бека Евкурова – дадут возможность проанализировать все моменты арктического боя», – отметил командующий.

Отработка дальнейших задач, по его словам, продолжится вплоть до октября 2020 года: в планах военных – проведение учений практически на всех островах Арктической зоны, в том числе в районе Тикси, вдоль Берингова пролива.
